Детальный обзор циклокроссового велосипеда Format 2312 (2017)
Обновлённая модель циклокросса Format 2312, в 2017 году новый дизайн, новая навеска, современные стандарты.
Сколько людей - столько мнений, кто любит циклокросс для тех этот байк - как красотка в латексе, для тех кто не любит - негр испачкавшийся нефтью. Мне этот байк очень нравится, в моем понимании - цк это не только спорт и увлечение, это всегда ещё транспорт и психотерапевт, который поправит настроение после тяжёлого рабочего дня.
Мне нравится с одной стороны простота цк, но в тоже время продуманность и технологичность - это важно когда велосипед средство передвижения. Тем более велосипед в роли транспорта - это наиболее актуально в нашей необъятной стране явление, где расстояния огромные а дороги оставляют желать лучшего.
Дизайн - "чёрный на чёрном" это беспроигрышный вариант. В 2017 году дизайн стал определенно более статный и изящный. Несмотря на концептуальность и лаконичность - этот байк стал ещё больше смотреть в сторону соревнований. На нем вы не увидите креплений под багажник, крылья.
Вес велосипеда уменьшился с 9.9 кг до 9.6 кг, Трансмиссия полностью изменилась, теперь велосипед обладает трансмиссией 1:11 с одной передней ведущей звездой на 40 зубов.
FORMAT - отечественная велосипедная компания на сегодняшний день единственная занимается высокотехнологичным проектированием (3D Ingineering) и производством велосипедных рам в России, г. Пермь. Прочитать подробнее о бренде Format Bikes
Геометрия и детали рамы:
Байк переродился, геометрия полностью изменилась, байк стал более "спортивный", помимо этого размеров стало больше, появился размер 470. Рама создана из алюминия U6, который считается одним из наиболее высокотехнологичных марок за счет достаточно высокого коэффициента удлинения - это дает возможность применить технологию гидроформинга и баттинга.Гидроформинг – это придание трубам определённого профиля, с целью создания ребер жёсткости, которые могут дать трубе возможность выдерживать нагрузку до 25% больше. Это означает, что рама обладает значительным запасом прочности.
Баттинг - переменная толщина труб, нагрузка на стенки труб распространяется не равномерно, поэтому хитрые инженеры придумали технологию, благодаря которой - стенки труб вблизи швов (где концентрируется нагрузка) толще нежели в середине трубы.
В результате вес велосипеда по заявке производителя - 9.5 кг.
Первое важное отличие в геометрии по сравнению с моделью 2016 года, это увеличение верхней трубы рамы (етт) в ростовке 550 на 7 мм.
Второе изменение (сравнение размеров рамы 550 мм) - это увеличение высоты рулевого стакана на 15 мм, рулевой стакан разумеется под Tapered шток в соответствии с модой. Это увеличивает жесткость узла и положительно влияет на срок службы как рамы так и вилки, за счёт более равномерной распределения нагрузки. Второе важное отличие - это увеличение провиса каретки аж на 20 мм, что существенно опускает центр тяжести.
Все вышеперечисленные изменения делают посадку на байке более приземистой, спину более прямой. В соревнованиях по циклокроссу есть 2 важных момента: первый это то как ты стартуешь, от этого зависит выбор правильной траектории, относительная экономия сил (так как обгонять сложнее чем ехать впереди, лучше тебе выбирать ритм, чем твоему противнику). В циклокроссе стартуют с ноги, первые крутки у спортсменов наиболее мощные, с коротким передним треугольником это сделать будет сильно сложнее за счёт изогнутой спины. При прямой спине к силе толчка ногой добавляются усилия рук.Разумеется нельзя не упомянуть про важную деталь - рама стала под 12 ось Sram Maxle Stealth, благодаря переработанным дропаутам, сделанным на чпу станке (модно называют - CNC). Более жесткие перья - большая мощность при куртке, меньше гуляют перья - велосипед лучше держит траекторию.
Второй - то как ты едешь дистанцию, ты должен ехать по выгодной траектории, которая на трассах по циклокроссу чаще всего проходит по внутреннему радиусу, на который бывает не так легко попасть. Так как велосипед стал с более низким центром тяжести, за счёт каретки, которая стала ощутимо ниже, на байке будет легче держать управления в сложных ситуациях, к примеру на сыпухе. Также байк заметно легче поворачивает и входит в резкие повороты.
На раме установлены дисковые тормоза стандарта Flat Mount, признаться достаточно удобный стандарт, столкнулся с ним в прошлом году, его использование делает возможным крайне легко настроить тормоз и не использовать лишние винтики. Придуман он специально под шоссе и Сх байки с учетом конструктивных особенностей рам, вилок и экономии пары десятков граммов веса:
В основном на всех велосипедах сейчас стараются сделать внутреннюю проводку тросов, на 2312 2016 года она была. На этом велосипеде я ее не увидел, так как это прототип, не исключаю вероятность, что она появится. Однако считаю, что она не делает абсолютно никакой погоды у СХ байка (если это не так буду рад если поправят в комментариях).
Конусный стакан делает возможным использования вилки с Tapered штоком, подобная технология сильно увеличивает срок службы вилки, рамы:
Компоненты:
Самая сильная сторона 2313 (2017) это его комплектация. Ранее подобной комплектацией обладал велосипед,
В основе байка стоит карбоновая вилка с возможностью внутренней проводки гидролинии, Tapered штоком и вставной 15 осью:
Руль Format CX, шириной 420 мм, диаметр 31.8 мм:
Вынос руля Format CX, имеющий подъем -7° под диаметр руля 31.8 мм. 90 мм для размера 470, 100 мм для размера 510 и 550 и 110 для размера 590. Преимуществом такого выноса является то, что его в любой момент можно перевернуть. Интегрированая рулевая колонка - Neco, integrated, IS 42/28.6|IS 52.2/39.8:
На велосипеде установлена группа оборудования Sram Apex, которая невероятно круто работает. Ее манетки отличаются от Shimano, на манетках Apex всего 1 рычаг переключает скорости, для того чтобы переключить скорость вверх нужно пальцем сдвинуть его на 2 щелчка, для того чтобы сбросить скорость на более оборотистую - нужно нажать всего на 1 щелчек. Мне показалось это крайне удобным.
Система шатунов Sram Apex, FC-S350 с полой осью на 24 мм, с ведущей звездой на 40T, (170 мм для размеров 470-510, 175 мм для размеров 550-590):
Установлена всего 1 звезда narrow wide под пятилапку, цепь не слетит ни при каких условиях:
Задний переключатель на 11 скоростей Sram RD-APEX 1 работает в любых условиях. Так же на велосипед будет установлена задняя кассета Sram CS-PG1130 на 11 скоростей с диапазоном звезд 11-42Т.
Колеса собранны на втулках, внутри которых промышленные подшипники - Novatec D142SB, передняя под 15 ось, задняя под 12 мм:
На новом велосипеде инженеры установили дисковые гидравлические тормоза, которые одинаково хорошо работают в любые условиях - жара и снег, дождь. грязь или при попадании пыли. Установка гидравлики возносит этот велосипед совсем в другую категорию велосипедов по уровню навески:
На велосипеде установлен двухболтовый подседельный штырь Format CX диаметр которого 31.6 мм, длинна аж 350 мм (можно попой облаков касаться) и уже проверенное временем седло Format CX, которое нам нравится уже как 3 года, 3 года подряд новый дизайн:
Важно заметить что установлены покрышки Schwalbe G-One, 700x35C с кевларовым кордом вместо стального, что дает сильный выигрыш в весе (максимально возможная ширина резины 38 мм). Обода с высоким профилем Weinmann Impulse-TL, на 28 спиц с велонипелем:
Велосипед укомплектован педалями, которые я советую сразу снять и заменить контактами, так как потенциал этой гоночной тачки можно раскрыть только с ними, а те, что в комплекте только для того, что бы доехать до дома:
Напоследок хочу поделиться актуальным видео, открывающее картину того как развивается СХ и что ребята в лайкре умеют отжигать по своему:
Вердикт (мое мнение): с недавних пор я слежу за развитием СХ в мире и в нашей стране. Интерес к этой дисциплине растет со стороны как спортсменов так и вело-любителей, туристов. В России в 2017 году по данным ФВСР планируют ввести большое количество Кубков РФ по циклокроссу, сделав эту дисциплину более значимой для Российского спорта.
Все изменения, которые мы видим в модели Format 2312 отвечают духу времени и движутся в сторону спортивного использования байка. При детальном изучении рынка мы не видим конкурентов в данном ценовом диапазоне при аналогичном уровне компонентов. Ближайшие приближенные модели (2016 года) это пожалуй боле туристический - Lombard Elite и более заточенный под соревнования Giant Slr 1, но ни на одном их них не стоит гидравлических тормозов.
Если у Вас есть дополнения или правки к обзору мы будем благодарны если Вы ими поделитесь.
Обзор подготовил Розов Юрий, спортсмен неоднократно входивший в состав сборной России по маутинбайку, специально для Desporte.ru.
При копировании материалов обязательно указывать ссылку на оригинал.