Как выбрать горный велосипед
Какой горный велосипед подойдёт вам? Вопрос часто всплывает у желающих обзавестись двухколёсным транспортом, ввиду популярности маунтинбайков. Сегодня мы поделимся одним из подходов.
Выбор зависит от трёх факторов:
Один из наиболее распространённых типов, поскольку такие модели нельзя причислить ни к одному виду гонок. Если ваша цель — встречи с друзьями на местных трассах и они состоят из спусков и подъёмов, вы в нужной категории. Акцент производители ставят на небольшом весе, эффективном катании и получении от всего этого удовольствия.
Ключевые характеристики: 120−140 мм хода подвески и угол рулевого стакана в 67−69°. Ход в данном случае (и далее в строке с характеристиками) — длина работы элементов переднего и заднего амортизаторов. Меньший угол рулевого стакана подходит для съездов с более крутых склонов. С большим углом рулевой проще ехать вверх.
Кросс-кантри
Данный стиль предполагает быструю езду с акцентом на подъёмы. Предполагаемая дистанция за поездку — от нескольких до 40+ километров, а фокус подобных моделей на небольшом весе и эффективном педалировании. Кросс-кантрийные велосипеды актуальны для людей, желающих быстрее проезжать местные трейлы или участвовать в соревнованиях.
Ключевые характеристики: 80−100 мм хода и угол рулевого стакана в 70−71°.
Фэтбайк
Ширина покрышек от 3.7 до 5 дюймов обеспечивает лучшее, в сравнении со стандартной, сцепление на песке и снегу. Они подойдут новичкам, которые планируют кататься по трейлам со сложным рельефом. Из-за увеличенного пятна контакта и большего объёма, последствия ошибок владельцев минимальны.
Олмаунтин
Подобные велосипеды, грубо говоря, те же трейловые, но «на стероидах». И потому предназначены для продолжительных подъёмов, а также длинных и пугающих спусков с техничными элементами рельефа, будь они природные или рукотворные. Подобные модельные ряды выпускают небольшими по весу, несмотря на повышенную жёсткость, рассчитанную на высокие нагрузки.
Ключевые характеристики: 140−170 мм хода и угол рулевого стакана в 65−68°.
Даунхил и парк
Даунхильные и парковые предназначены для катания в байк-парках с подъёмниками. Большой ход амортизаторов с жёсткими настройками и езда из-за особенностей трасс, предполагает езду преимущественно в фулфейсах и нательной защиты. Трассы предполагают прыжки, контруклоны, корневые и каменные секции.
Ключевые характеристики: 170−200+ мм хода и угол рулевого стакана в 63−65°.
Хардтейл. Данная категория предполагает установленную спереди вилку с возможностью блокировки хода, однако заднее колесо зафиксировано в жёстком треугольнике. Такие модели дешевле в обслуживании и общей стоимости в сравнении с двухподвесами.
Гонщики дисциплины кросс-кантри предпочитают хардтейлы, поскольку на них лучше передаётся сила от системы к заднему колесу при педалировании. Хардтейлы также приемлемы для катания по трейлам, поскольку в сравнении с двухподвесами они дешевле и в них меньше узлов для обслуживания. Единственное, для чего они вряд ли подойдут — техничные даунхильные трассы.
Двухподвес. Вариантов двухподвесов множество, но общие у них передний и задний амортизаторы, которые обрабатывают неровности. Таким образом, снижено влияние на суставы владельца, а от удовольствия от катания больше.
Двухподвесы смягчают тряску на неровностях, но в то же время немного подскакивают на препятствиях, если ехать вверх. Поэтому будьте готовы к незначительным потерям энергии :)
Размеры колёс
26”. Может показаться, что колёса 26” — далёкое прошлое. Однако многие бюджетные модели до сих пор комплектуются именно такими. Тем не менее сегодня в веломагазине вы, скорее всего, услышите вопрос: «Вам на колёсах 26, 27.5 или 29”?».
27.5” или 650b. Как понятно из цифр, 27.5” — золотая середина между 26” и 29”. По сравнению с первыми они лучше разгоняются, а по сравнению со вторыми — более маневренные. Их устанавливают как на хардтейлы, так и на двухподвесы.
29”. По сравнению с колёсами 26”, на 29” сложнее набрать начальную скорость, однако стоит разогнаться и цифра на счётчике километров быстро растёт. Кроме того, из-за большего диаметра по неровностям ехать гораздо комфортнее. И поскольку они дольше вращаются по инерции, для продолжительных поездок тоже подойдут лучше колёс меньшего диаметра. Такие колёса стали популярны среди любителей кросс-кантри, но их устанавливают на все велосипеды, от необорудованных амортизаторами до двухподвесов.
27.5+”. Знак «+» после цифры диаметра означает лишь увеличенную ширину ободьев и покрышек. Резина, как правило, 2.8” и больше, ездить на ней комфортнее и она прощает ошибки. 27.5+” обладают меньшим трением при езде, поэтому набирают популярность.
24”. Такие колёса стали нормой для подростковых велосипедов, чтобы удобнее садиться и спешиваться. Многие — бюджетные версии дорогих вариантов с простыми компонентами. Колёса 24” преимущественно подходят для детей от 10 до 13 лет, однако выбор зависит от индивидуальных измерений детей, а не от возраста. Дети младшего возраста или ростом ниже рекомендованного, начинают с колёс 20”.
Алюминиевый сплав популярнее других металлов и из него производят как бюджетные, так и более дорогие рамы горных велосипедов. Последние создают исходя из возможности потратиться на подбор сырья с нужными параметрами, разработку дизайна труб и сложный технологический процесс.
Другие материалы в велоиндустрии — сталь, титан и карбоновое волокно. Сталь — жесткая, недорогая и на велосипеде с такой рамой приятно кататься из-за свойств материала. Однако для маунтинбайков вес великоват. Титан лёгкий и прочный, однако слишком дорогой и подходит для премиального сегмента. Карбоновые рамы жёсткие и лёгкие, они характерны для кросс-кантрийников, фэтбайков и дорогих трейл- и олмаунтин версий. Углеволокно обладает высоким показателем жёсткости, однако обходится дорого из-за высокой вовлечённости ручного труда.
Простыми словами, для подбора подходящей трансмиссии, следует понимать уровень физподготовки и осознавать, по какой поверхности планируется катание. Если речь о крутых спусках и длительных подъёмах, тогда пригодится большее количество скоростей. Если же кататься по парковым и лесным тропинкам, без сильных перепадов рельефа, можно обойтись несколькими передачами и сэкономить на весе.
Стандартом ещё 10 лет назад считали 2−3 звезды спереди, для оптимальных затрат усилий при преодолении подъёмов. Затем прогресс в технологиях привёл к тому, что актуально и в 2022 году — 1 звезда спереди и 9−13 на кассете. Такая комплектация легче и проще из-за единственного переключателя на руле для изменения скоростей.
Однако трансмиссию можно подобрать и после покупки, так что акцентировать внимание на ней практически не имеет смысла.
Тормозные системы Дисковые системы заменили ободные на большинстве моделей, кроме бюджетных.
Дисковые тормоза. Предполагают торможение при зажатии колодками ротора, закреплённого на втулке.
По сравнению с ободными, работают и эффективно тормозят в любых погодных условиях. При износе колодок или ротора, замена любого из этих расходников обойдётся дешевле нового колеса. Также преимущество дисковых тормозов в необходимом меньшем усилии при торможении.
Недостатки дисковых систем в сравнении с ободными — более дорогое техобслуживание и сложность в обслуживании.
Делятся на два вида:
Ободные тормоза. Некоторые бюджетные модели среди маунтинбайков оборудованы ободными тормозами. Колодки таких систем останавливают велосипед трением о стенки специализированных ободьев.
Преимущество в сравнении с дисковыми тормозами — дешевизна, простота в проверке износа колодок и их замене.
Недостатков, в отличие от достоинств, больше. Первый — износ ободьев, требующий их замены. Второй — меньшая сила торможения и снижение эффективности в условиях влаги и грязи. И последний недостаток — необходимость приложения большей силы к ручке для эффективного торможения.
Какие бывают ростовки. Стандартные размеры рам: S, M, L и для большинства брендов они стандартны. Их подбирают в зависимости от роста, но у каждого производителя соответствие ему размеров рам индивидуально. Лучше всего — подобрать вживую. Определившись, какие модели вам подойдут, стоит отправиться в магазин, в котором их можно потестировать.
Тестовые заезды. Если есть возможность прокатиться на чём-то из выбранного, стоит остановиться на 2−3 вариантах. При похожих компонентах и примерно одинаковом ценнике, ощущения могут разниться кардинально. Поэтому 5−10 минут езды по разным типам рельефа должно хватить для понимания, какая из моделей удобнее других. Все элементы должны ощущаться продолжением тела.
Кроме того, убедитесь, что приобрели дополнительные аксессуары для ремонта и обслуживания. Обязательно пригодятся: запасная камера, ремкомплект, монтажки, насос, мультитул, смазка для цепи и рюкзак или сумку, в которую всё это уместится. И, конечно, обзаведитесь шлемом и дополнительной защитой, при необходимости.
Надеемся, статья будет полезна для выбора и приобретения горного велосипеда, а впоследствии получения широкого спектра эмоций от катания. Ну а если после прочтения статьи вы вдруг осознали, что нужен дорожный, на нашем сайте также опубликована статья с рекомендациями по выбору.
Выбор зависит от трёх факторов:
- Стиль катания. Под каждый из стилей необходима модель с определёнными параметрами.
- Ключевые особенности. Наиболее значимые — наличие или отсутствие подвески, размер колёс, материалы рамы, трансмиссия и тормоза.
- Правильная ростовка. Третий в списке, но далеко не последний фактор — удобство. Возможность посидеть в седле и немного покататься — лучший из возможных вариантов.
Типы
ТрейлОдин из наиболее распространённых типов, поскольку такие модели нельзя причислить ни к одному виду гонок. Если ваша цель — встречи с друзьями на местных трассах и они состоят из спусков и подъёмов, вы в нужной категории. Акцент производители ставят на небольшом весе, эффективном катании и получении от всего этого удовольствия.
Ключевые характеристики: 120−140 мм хода подвески и угол рулевого стакана в 67−69°. Ход в данном случае (и далее в строке с характеристиками) — длина работы элементов переднего и заднего амортизаторов. Меньший угол рулевого стакана подходит для съездов с более крутых склонов. С большим углом рулевой проще ехать вверх.
Кросс-кантри
Данный стиль предполагает быструю езду с акцентом на подъёмы. Предполагаемая дистанция за поездку — от нескольких до 40+ километров, а фокус подобных моделей на небольшом весе и эффективном педалировании. Кросс-кантрийные велосипеды актуальны для людей, желающих быстрее проезжать местные трейлы или участвовать в соревнованиях.
Ключевые характеристики: 80−100 мм хода и угол рулевого стакана в 70−71°.
Фэтбайк
Ширина покрышек от 3.7 до 5 дюймов обеспечивает лучшее, в сравнении со стандартной, сцепление на песке и снегу. Они подойдут новичкам, которые планируют кататься по трейлам со сложным рельефом. Из-за увеличенного пятна контакта и большего объёма, последствия ошибок владельцев минимальны.
Олмаунтин
Подобные велосипеды, грубо говоря, те же трейловые, но «на стероидах». И потому предназначены для продолжительных подъёмов, а также длинных и пугающих спусков с техничными элементами рельефа, будь они природные или рукотворные. Подобные модельные ряды выпускают небольшими по весу, несмотря на повышенную жёсткость, рассчитанную на высокие нагрузки.
Ключевые характеристики: 140−170 мм хода и угол рулевого стакана в 65−68°.
Даунхил и парк
Даунхильные и парковые предназначены для катания в байк-парках с подъёмниками. Большой ход амортизаторов с жёсткими настройками и езда из-за особенностей трасс, предполагает езду преимущественно в фулфейсах и нательной защиты. Трассы предполагают прыжки, контруклоны, корневые и каменные секции.
Ключевые характеристики: 170−200+ мм хода и угол рулевого стакана в 63−65°.
Особенности
Тип подвески и диаметр колёс — две важных особенности, которые определяют особенность поверхности, по которой владельцы будут кататься. Также необходимо учесть материал рамы, количество передач и тип тормозов, чтобы сузить диапазон подходящих моделей.Типы подвески
Без амортизаторов. Их отсутствие существенно снижает популярность при том, что многие владельцы предпочитают комфорт. Однако преимущества видны невооружённым взглядом: минимум узлов для обслуживания и небольшие траты на него. К примеру, фэтбайки, на которых катаются в плохих условиях, в большинстве своём принадлежат к данной категории. Низкое давление в покрышках схоже с обработкой неровностей подвеской.Хардтейл. Данная категория предполагает установленную спереди вилку с возможностью блокировки хода, однако заднее колесо зафиксировано в жёстком треугольнике. Такие модели дешевле в обслуживании и общей стоимости в сравнении с двухподвесами.
Гонщики дисциплины кросс-кантри предпочитают хардтейлы, поскольку на них лучше передаётся сила от системы к заднему колесу при педалировании. Хардтейлы также приемлемы для катания по трейлам, поскольку в сравнении с двухподвесами они дешевле и в них меньше узлов для обслуживания. Единственное, для чего они вряд ли подойдут — техничные даунхильные трассы.
Двухподвес. Вариантов двухподвесов множество, но общие у них передний и задний амортизаторы, которые обрабатывают неровности. Таким образом, снижено влияние на суставы владельца, а от удовольствия от катания больше.
Двухподвесы смягчают тряску на неровностях, но в то же время немного подскакивают на препятствиях, если ехать вверх. Поэтому будьте готовы к незначительным потерям энергии :)
Размеры колёс
26”. Может показаться, что колёса 26” — далёкое прошлое. Однако многие бюджетные модели до сих пор комплектуются именно такими. Тем не менее сегодня в веломагазине вы, скорее всего, услышите вопрос: «Вам на колёсах 26, 27.5 или 29”?».
27.5” или 650b. Как понятно из цифр, 27.5” — золотая середина между 26” и 29”. По сравнению с первыми они лучше разгоняются, а по сравнению со вторыми — более маневренные. Их устанавливают как на хардтейлы, так и на двухподвесы.
29”. По сравнению с колёсами 26”, на 29” сложнее набрать начальную скорость, однако стоит разогнаться и цифра на счётчике километров быстро растёт. Кроме того, из-за большего диаметра по неровностям ехать гораздо комфортнее. И поскольку они дольше вращаются по инерции, для продолжительных поездок тоже подойдут лучше колёс меньшего диаметра. Такие колёса стали популярны среди любителей кросс-кантри, но их устанавливают на все велосипеды, от необорудованных амортизаторами до двухподвесов.
27.5+”. Знак «+» после цифры диаметра означает лишь увеличенную ширину ободьев и покрышек. Резина, как правило, 2.8” и больше, ездить на ней комфортнее и она прощает ошибки. 27.5+” обладают меньшим трением при езде, поэтому набирают популярность.
24”. Такие колёса стали нормой для подростковых велосипедов, чтобы удобнее садиться и спешиваться. Многие — бюджетные версии дорогих вариантов с простыми компонентами. Колёса 24” преимущественно подходят для детей от 10 до 13 лет, однако выбор зависит от индивидуальных измерений детей, а не от возраста. Дети младшего возраста или ростом ниже рекомендованного, начинают с колёс 20”.
Материалы рам
От их свойств зависят вес, прочность, долговечность, ощущения от езды и цена.Алюминиевый сплав популярнее других металлов и из него производят как бюджетные, так и более дорогие рамы горных велосипедов. Последние создают исходя из возможности потратиться на подбор сырья с нужными параметрами, разработку дизайна труб и сложный технологический процесс.
Другие материалы в велоиндустрии — сталь, титан и карбоновое волокно. Сталь — жесткая, недорогая и на велосипеде с такой рамой приятно кататься из-за свойств материала. Однако для маунтинбайков вес великоват. Титан лёгкий и прочный, однако слишком дорогой и подходит для премиального сегмента. Карбоновые рамы жёсткие и лёгкие, они характерны для кросс-кантрийников, фэтбайков и дорогих трейл- и олмаунтин версий. Углеволокно обладает высоким показателем жёсткости, однако обходится дорого из-за высокой вовлечённости ручного труда.
Трансмиссия
Общее количество передач можно посчитать, умножив число передних звёзд на число звёзд кассеты. Производители устанавливают от 1 до 30 и более скоростей. Однако если углубиться в вопрос, то запутаться в звёздах, кассетах и количестве зубьев проще простого.Простыми словами, для подбора подходящей трансмиссии, следует понимать уровень физподготовки и осознавать, по какой поверхности планируется катание. Если речь о крутых спусках и длительных подъёмах, тогда пригодится большее количество скоростей. Если же кататься по парковым и лесным тропинкам, без сильных перепадов рельефа, можно обойтись несколькими передачами и сэкономить на весе.
Стандартом ещё 10 лет назад считали 2−3 звезды спереди, для оптимальных затрат усилий при преодолении подъёмов. Затем прогресс в технологиях привёл к тому, что актуально и в 2022 году — 1 звезда спереди и 9−13 на кассете. Такая комплектация легче и проще из-за единственного переключателя на руле для изменения скоростей.
Однако трансмиссию можно подобрать и после покупки, так что акцентировать внимание на ней практически не имеет смысла.
Тормозные системы Дисковые системы заменили ободные на большинстве моделей, кроме бюджетных.
Дисковые тормоза. Предполагают торможение при зажатии колодками ротора, закреплённого на втулке.
По сравнению с ободными, работают и эффективно тормозят в любых погодных условиях. При износе колодок или ротора, замена любого из этих расходников обойдётся дешевле нового колеса. Также преимущество дисковых тормозов в необходимом меньшем усилии при торможении.
Недостатки дисковых систем в сравнении с ободными — более дорогое техобслуживание и сложность в обслуживании.
Делятся на два вида:
- Гидравлические. Обеспечивают модуляцию и эффективное торможение при меньших затратах усилий для нажатия на ручку, кроме того, с износом колодок они центрируются без дополнительной настройки.
- Механические. Требуют настройки с износом колодок.
Ободные тормоза. Некоторые бюджетные модели среди маунтинбайков оборудованы ободными тормозами. Колодки таких систем останавливают велосипед трением о стенки специализированных ободьев.
Преимущество в сравнении с дисковыми тормозами — дешевизна, простота в проверке износа колодок и их замене.
Недостатков, в отличие от достоинств, больше. Первый — износ ободьев, требующий их замены. Второй — меньшая сила торможения и снижение эффективности в условиях влаги и грязи. И последний недостаток — необходимость приложения большей силы к ручке для эффективного торможения.
С индивидуальными особенностями
Тот, на котором удобно сидеть и подходящий под вес и стиль катания владельца. Такой велосипед определённо понравится ладельцам. Уверенность при управлении и ощущение буквально каждого компонента будто бы дополнительной конечностью тела во время езды, а также попытки проезда более сложных трейлов возможны только при соответствующей ростовке и правильно подобранных запчастях.Какие бывают ростовки. Стандартные размеры рам: S, M, L и для большинства брендов они стандартны. Их подбирают в зависимости от роста, но у каждого производителя соответствие ему размеров рам индивидуально. Лучше всего — подобрать вживую. Определившись, какие модели вам подойдут, стоит отправиться в магазин, в котором их можно потестировать.
Тестовые заезды. Если есть возможность прокатиться на чём-то из выбранного, стоит остановиться на 2−3 вариантах. При похожих компонентах и примерно одинаковом ценнике, ощущения могут разниться кардинально. Поэтому 5−10 минут езды по разным типам рельефа должно хватить для понимания, какая из моделей удобнее других. Все элементы должны ощущаться продолжением тела.
Обслуживание
При покупке велосипеда обязательно попросите механика проверить основные узлы и отрегулировать амортизаторы под вес тела.Кроме того, убедитесь, что приобрели дополнительные аксессуары для ремонта и обслуживания. Обязательно пригодятся: запасная камера, ремкомплект, монтажки, насос, мультитул, смазка для цепи и рюкзак или сумку, в которую всё это уместится. И, конечно, обзаведитесь шлемом и дополнительной защитой, при необходимости.
Надеемся, статья будет полезна для выбора и приобретения горного велосипеда, а впоследствии получения широкого спектра эмоций от катания. Ну а если после прочтения статьи вы вдруг осознали, что нужен дорожный, на нашем сайте также опубликована статья с рекомендациями по выбору.