Как выбрать гравийный велосипед
Покупка гравийника в 2021-22 годах — занятие устрашающее, можно пугать им маленьких детей. И всё потому, что ассортимент гравийников постоянно растёт. Посудите сами: существуют похожие на горные и на шоссейные. Но кроме них ещё бывают версии с пневматическими подседельными штырями, для путешествий, гонок, ииии... список можно продолжать долго.
Вот только дилемма выбора — не то, что должно вызывать дрожь в коленках при одном только упоминании. Давайте вместе пройдём 4 простых ступеньки по лестнице, которая приведёт к желаемому.
Если ваша стихия — тротуары и периодические выезды на грунт, то подойдёт нечто близкое к шоссейным версиям. Если же вам нравится преодолевать крутые спуски или получать удовольствие на трейлах, выбирайте что-то с дизайном, напоминающим маунтинбайк.
А может быть съезжая с асфальта, вы почти стопроцентно штурмуете грязевые ванны? Тогда ваш вариант что-то гравийное, переходное от шоссеров. Важно также понимать свой уровень вне дорог: модели с длинной базой будут ощущаться более стабильными для тех, кто привык к шоссейным «коротышам». Последние, конечно, среди гравийников тоже встречаются, но они прощают меньше ошибок.
Непонятные цифры на схеме способны отталкивать также, как сама мысль о выборе двухколёсного транспорта. Поэтому мы рассмотрим ключевые параметры, на которые стоит обратить внимание.
Первый — выбег или вылет передней вилки. Встаньте сбоку от велосипеда, отойдите назад и проведите условную линию через центр рулевого стакана вниз до точки касания колесом поверхности. Теперь ещё одну от оси переднего колеса вертикально вниз. Расстояние между точками пересечения с поверхностью обеих и будет нужной цифрой.
Выбег, разумеется, не единственно важный фактор, однако даёт представление о том, для чего производитель вообще задумал то, что перед вами. Чем больше расстояние между точками, тем стабильнее поведение на скорости и тем больше он похож на что-то подходящее для гор. Есть и недостаток — пониженная чувствительность в управлении. При меньшем показателе вылета вилки, ощущения близки к испытываемым на шоссейниках.
Меньшая стабильность на скорости компенсируется отзывчивой реакцией на малейшие повороты руля. Для большинства шоссеров актуальна цифра в диапазоне от 55 до 61 мм, в то время как для маунтинбайков она между 80 и 100 мм.
Нет информации о выбеге? Смотрим на угол рулевого стакана. При углах до 71 градуса, вам покажется, будто катаетесь на горных моделях, а свыше 71 — вспомнятся шоссеры. Последнее отлично иллюстрирует Trek Checkpoint AL4 2020 с выбегом 59 мм для ростовки 54 см.
Упомянутые выше цифры предстоит сопоставить с предпочитаемыми стилем езды, рельефом и грунтом, по которым планируются поездки.
Перья: чем они длиннее тем велосипед более стабильный (плавный в управлении - что плюс для комфорта при дальних поездках) и на нем меньше трясет. На коротких перьях велосипед более юркий и отзывчивый - подойдет для фитнес тренировок с заездом на бездорожъе.
Длинные перья больше 430 мм.
Высота каретки: чем каретка ниже (ближе к земле) тем велосипед как в случае с длинной перьев - стабильнее.
Высота каретки ниже 60 мм можно считать низкой.
И снова мы возвращаемся к категориям шоссеров и маунтинбайков. Потому что от этого зависит разница в установленных компонентах. А точнее — ключевые отличия в трансмиссии и покрышках.
Одна или две звезды спереди?
О двух есть смысл задуматься, если кататься предстоит преимущественно по асфальту и иногда выезжать на загородные дороги. Сюда же относится езда на скорости по спускам и в подъёмы. А в сочетании с кассетой, такое решение обеспечивает большой диапазон скоростей и минимальное изменение соотношения при переключениях. Ехать в гору гораздо сложнее с одной, поскольку в таком случае перекидывание цепи на более лёгкую передачу сильно снижает эффективность педалирования.
В случае катания преимущественно по бездорожью и сложному рельефу, следует выбрать более ориентированную на это модель. Спереди на таких установлена одна звезда, а лапка переключателя оборудована дополнительным натяжителем. В сравнении с конкурентами, на однозвёздных трансмиссиях от первой до последней скорости меньше шагов переключения.
В чём причина подобного выбора на гравийниках в сравнении с горными велосипедами? У вторых она обусловлена необходимостью быстро поменять соотношение на скорости: представьте, как едете стометровый отрезок вниз, а после него нужно заехать в подъём. С системой 1х спереди переключиться реально за пару щелчков, а вот с двумя придётся потратить время, подбирая передачу. Кроме того, чем ниже количество элементов в системе, тем реже возникают нештатных ситуаций.
Переключатели всех однозвёздных систем оборудованы дополнительной технологией натяжения, чтобы минимизировать биение цепи при перемещении по неровному рельефу. Компоненты Shimano GRX для 2х-трансмиссий также оборудованы натяжителем, встроенным в переключатель, однако вероятность слёта цепи всё равно высокая. Особенно если рельеф полон препятствий.
А какого размера поставить резину?
Разобрались с околокареточным, пришло время поговорить о сцеплении с поверхностью.
Любители более ровных и накатистых поверхностей, выезжающие на грунт изредка, останутся довольны чем-то в диапазоне от 32 до 40 мм. Подойдёт любая модель с ограничением установки колёс размера до 700х40 мм.
Предпочитающим загородные поездки и искателям приключений нужны больший зазор между резиной и рамой и большее пятно контакта. Для этого производители адаптируют гравийники под стандарт 650b. Поэтому ограничения могут выглядеть так «Max 700×40 mm / 650×47 mm».
Ещё один вариант — схожий с маунтинбайком велосипед, в том числе по допускам. Яркий пример тому — Evil Chamois Hager, ограничения которого аж 700cx50 мм.
В общем, если чаще катаетесь по асфальту и редко оказываетесь на мягкой поверхности под колёсами, выбирайте что-то с возможностью установки шин шириной до 40 мм. Любите ощущение мягкой почвы под колёсами и грязь — присмотритесь к версиям с минимальным ограничением для колёс в 45 мм.
Все предыдущие ступеньки вели нас к этой точке.
Чтобы понять, подходит вам гравийник или нет, достаточно нескольких минут езды. Для сравнения — шоссеры требуют длительной пробной поездки, чтобы точно убедиться в совместимости параметров велосипеда и владельца. Однако по мнению наших коллег, с гравийниками история несколько иная — вы быстро поймёте, ваше или нет.
Вопросы, которые стоит задать себе сначала — комфортно ли вам рулится и смогли бы вы кататься так весь день? Компоненты следует подбирать по ощущениям. Если до теста вы не ездили с одной звездой спереди — попробуйте. А если нет опыта катания на покрышках стандарта 650b, пришло время что-то менять.
Практика выбора
Мы придумали нескольких людей, которые решили купить гравийник, чтобы наглядно показать вам такие знакомые всем и каждому терзания.
Первый герой — Анна. Аня профессионально занималась шоссейным спортом и несколько раз брала напрокат гравийники, после чего, неожиданно для себя, воспылала любовью к ним.
Её цель — покорение относительно хороших загородных грунтовок, иногда посещение соседних гор. Однако с любовью быстрой езды, для синглтрека она, скорее, предпочтёт нечто более ориентированное на горы.
Учитывая её любовь к шоссерам, гравийник нужен с похожей геометрией. Получается, нужно смещение оси переднего колеса в примерно 65 мм, длинные перья для большей стабильности, а также две звезды спереди и покрышки шириной от 35 до 40 мм. Дополнительное натяжение цепи для неё неактуально.
Примерные модели для Ани: Trek Checkpoint ALR 5 или Cervelo Aspero.
Второй герой — Эд. Он катается на трейловом горном велосипеде, но когда дело доходит до простого рельефа, становится сложно и неудобно. Эд хочет открыть новые горизонты и подобрать что-то более подходящее для катания по более ровным участкам и попадающимся по пути тропинкам.
Ему подойдёт гравийник с углом рулевой меньше 71 градуса, более похожий на его горняк. Перья — покороче, чтобы привычнее проходить повороты, закидывая тыльную часть с задним колесом в поворотах.
Определённо, Эд предпочтёт однозвёздную трансмиссию и технологию дополнительного натяжения цепи, чтобы избежать её излишнего биения и слёта. А с учётом условий, в которых он намерен передвигаться, протектор должен быть шириной до 45 мм, независимо от стандарта.
Предположительно Эду придутся в пору Merida Silex или Marin Gestalt.
Наш третий герой — Катя. Она любит уезжать в закат по грунту на дальние расстояния, а потому ей не важен размер покрышек, достаточно будет 35 мм. Переключатель с усилением натяжения также вряд ли потребуется. Возможно, Кате стоит установить двузвёздную систему, для сглаживания переключения передач. Однако для простоты хватит и единственной звезды спереди.
Но что ей действительно пригодится — наличие креплений для багажников, сумок и крыльев, ведь желание ощущения комфорта в путешествиях никто не отменял.
Для Кати оптимальным выбором будет Trek Checkpoint ALR4 WSD.
Наши коллеги покатались на алюминиевых моделях и пришли к выводу, что при установленной резине шириной 40 мм в 21-м году даже опытным велосипедистам за несколько часов катания сложно отличить алюминиевую раму от карбона.
В общем, выбор гравийника тоже может принести немало удовольствия. Важно лишь понять, для чего вы его покупаете и на что способны. Иначе велика вероятность выбросить деньги на ветер.
Вот только дилемма выбора — не то, что должно вызывать дрожь в коленках при одном только упоминании. Давайте вместе пройдём 4 простых ступеньки по лестнице, которая приведёт к желаемому.
Шаг 1. Подумайте, где преимущественно будете кататься
Сидеть и мечтать об участии в соревнованиях среди альпийских вершин, безусловно, замечательно. Но часто ли можно позволить себе подобное развлечение? Итак, отличия интересующих вариантов находятся в диапазоне от почти-шоссейников до почти-горных-велосипедов. Именно поэтому начальный этап — определение зоны комфорта в катании по бездорожью и собственного стиля.Если ваша стихия — тротуары и периодические выезды на грунт, то подойдёт нечто близкое к шоссейным версиям. Если же вам нравится преодолевать крутые спуски или получать удовольствие на трейлах, выбирайте что-то с дизайном, напоминающим маунтинбайк.
А может быть съезжая с асфальта, вы почти стопроцентно штурмуете грязевые ванны? Тогда ваш вариант что-то гравийное, переходное от шоссеров. Важно также понимать свой уровень вне дорог: модели с длинной базой будут ощущаться более стабильными для тех, кто привык к шоссейным «коротышам». Последние, конечно, среди гравийников тоже встречаются, но они прощают меньше ошибок.
1. Определите где будете кататься в 90% случаев. Желательно понимать сколько километров за одну поездку планируете преодолевать, какое покрытие будет чаще всего (сколько будет % асфальт, сколько грунт и особенности).
Шаг 2. Сопоставьте геометрию с параметрами из предыдущего пунктаНепонятные цифры на схеме способны отталкивать также, как сама мысль о выборе двухколёсного транспорта. Поэтому мы рассмотрим ключевые параметры, на которые стоит обратить внимание.
Первый — выбег или вылет передней вилки. Встаньте сбоку от велосипеда, отойдите назад и проведите условную линию через центр рулевого стакана вниз до точки касания колесом поверхности. Теперь ещё одну от оси переднего колеса вертикально вниз. Расстояние между точками пересечения с поверхностью обеих и будет нужной цифрой.
Выбег, разумеется, не единственно важный фактор, однако даёт представление о том, для чего производитель вообще задумал то, что перед вами. Чем больше расстояние между точками, тем стабильнее поведение на скорости и тем больше он похож на что-то подходящее для гор. Есть и недостаток — пониженная чувствительность в управлении. При меньшем показателе вылета вилки, ощущения близки к испытываемым на шоссейниках.
Меньшая стабильность на скорости компенсируется отзывчивой реакцией на малейшие повороты руля. Для большинства шоссеров актуальна цифра в диапазоне от 55 до 61 мм, в то время как для маунтинбайков она между 80 и 100 мм.
Нет информации о выбеге? Смотрим на угол рулевого стакана. При углах до 71 градуса, вам покажется, будто катаетесь на горных моделях, а свыше 71 — вспомнятся шоссеры. Последнее отлично иллюстрирует Trek Checkpoint AL4 2020 с выбегом 59 мм для ростовки 54 см.
Упомянутые выше цифры предстоит сопоставить с предпочитаемыми стилем езды, рельефом и грунтом, по которым планируются поездки.
Перья: чем они длиннее тем велосипед более стабильный (плавный в управлении - что плюс для комфорта при дальних поездках) и на нем меньше трясет. На коротких перьях велосипед более юркий и отзывчивый - подойдет для фитнес тренировок с заездом на бездорожъе.
Длинные перья больше 430 мм.
Высота каретки: чем каретка ниже (ближе к земле) тем велосипед как в случае с длинной перьев - стабильнее.
Высота каретки ниже 60 мм можно считать низкой.
2: Соотнесите: угол рулевого стакана, trail (выбег) вилки, длину перьев и высоту каретки с желаниями из первого пункта.
Шаг 3. Обратите внимание на компонентыИ снова мы возвращаемся к категориям шоссеров и маунтинбайков. Потому что от этого зависит разница в установленных компонентах. А точнее — ключевые отличия в трансмиссии и покрышках.
Одна или две звезды спереди?
О двух есть смысл задуматься, если кататься предстоит преимущественно по асфальту и иногда выезжать на загородные дороги. Сюда же относится езда на скорости по спускам и в подъёмы. А в сочетании с кассетой, такое решение обеспечивает большой диапазон скоростей и минимальное изменение соотношения при переключениях. Ехать в гору гораздо сложнее с одной, поскольку в таком случае перекидывание цепи на более лёгкую передачу сильно снижает эффективность педалирования.
В случае катания преимущественно по бездорожью и сложному рельефу, следует выбрать более ориентированную на это модель. Спереди на таких установлена одна звезда, а лапка переключателя оборудована дополнительным натяжителем. В сравнении с конкурентами, на однозвёздных трансмиссиях от первой до последней скорости меньше шагов переключения.
В чём причина подобного выбора на гравийниках в сравнении с горными велосипедами? У вторых она обусловлена необходимостью быстро поменять соотношение на скорости: представьте, как едете стометровый отрезок вниз, а после него нужно заехать в подъём. С системой 1х спереди переключиться реально за пару щелчков, а вот с двумя придётся потратить время, подбирая передачу. Кроме того, чем ниже количество элементов в системе, тем реже возникают нештатных ситуаций.
Переключатели всех однозвёздных систем оборудованы дополнительной технологией натяжения, чтобы минимизировать биение цепи при перемещении по неровному рельефу. Компоненты Shimano GRX для 2х-трансмиссий также оборудованы натяжителем, встроенным в переключатель, однако вероятность слёта цепи всё равно высокая. Особенно если рельеф полон препятствий.
А какого размера поставить резину?
Разобрались с околокареточным, пришло время поговорить о сцеплении с поверхностью.
Любители более ровных и накатистых поверхностей, выезжающие на грунт изредка, останутся довольны чем-то в диапазоне от 32 до 40 мм. Подойдёт любая модель с ограничением установки колёс размера до 700х40 мм.
Предпочитающим загородные поездки и искателям приключений нужны больший зазор между резиной и рамой и большее пятно контакта. Для этого производители адаптируют гравийники под стандарт 650b. Поэтому ограничения могут выглядеть так «Max 700×40 mm / 650×47 mm».
Ещё один вариант — схожий с маунтинбайком велосипед, в том числе по допускам. Яркий пример тому — Evil Chamois Hager, ограничения которого аж 700cx50 мм.
В общем, если чаще катаетесь по асфальту и редко оказываетесь на мягкой поверхности под колёсами, выбирайте что-то с возможностью установки шин шириной до 40 мм. Любите ощущение мягкой почвы под колёсами и грязь — присмотритесь к версиям с минимальным ограничением для колёс в 45 мм.
3. Насколько подходят компоненты для ваших целей из первого пункта?
4. Нужны ли крепления под багажник?
Шаг 4. Устройте тестовую поездку4. Нужны ли крепления под багажник?
Все предыдущие ступеньки вели нас к этой точке.
Чтобы понять, подходит вам гравийник или нет, достаточно нескольких минут езды. Для сравнения — шоссеры требуют длительной пробной поездки, чтобы точно убедиться в совместимости параметров велосипеда и владельца. Однако по мнению наших коллег, с гравийниками история несколько иная — вы быстро поймёте, ваше или нет.
Вопросы, которые стоит задать себе сначала — комфортно ли вам рулится и смогли бы вы кататься так весь день? Компоненты следует подбирать по ощущениям. Если до теста вы не ездили с одной звездой спереди — попробуйте. А если нет опыта катания на покрышках стандарта 650b, пришло время что-то менять.
Важно понимать, что первые впечатление могут быть обманчивы. Посадка и компоненты велосипеда которые будут комфортны первые 10 километров могут превратиться в мучение после 30- ого километра. Тут важен опыт настройки и прогнозирование.
Практика выбора
Мы придумали нескольких людей, которые решили купить гравийник, чтобы наглядно показать вам такие знакомые всем и каждому терзания.
Первый герой — Анна. Аня профессионально занималась шоссейным спортом и несколько раз брала напрокат гравийники, после чего, неожиданно для себя, воспылала любовью к ним.
Её цель — покорение относительно хороших загородных грунтовок, иногда посещение соседних гор. Однако с любовью быстрой езды, для синглтрека она, скорее, предпочтёт нечто более ориентированное на горы.
Учитывая её любовь к шоссерам, гравийник нужен с похожей геометрией. Получается, нужно смещение оси переднего колеса в примерно 65 мм, длинные перья для большей стабильности, а также две звезды спереди и покрышки шириной от 35 до 40 мм. Дополнительное натяжение цепи для неё неактуально.
Примерные модели для Ани: Trek Checkpoint ALR 5 или Cervelo Aspero.
Второй герой — Эд. Он катается на трейловом горном велосипеде, но когда дело доходит до простого рельефа, становится сложно и неудобно. Эд хочет открыть новые горизонты и подобрать что-то более подходящее для катания по более ровным участкам и попадающимся по пути тропинкам.
Ему подойдёт гравийник с углом рулевой меньше 71 градуса, более похожий на его горняк. Перья — покороче, чтобы привычнее проходить повороты, закидывая тыльную часть с задним колесом в поворотах.
Определённо, Эд предпочтёт однозвёздную трансмиссию и технологию дополнительного натяжения цепи, чтобы избежать её излишнего биения и слёта. А с учётом условий, в которых он намерен передвигаться, протектор должен быть шириной до 45 мм, независимо от стандарта.
Предположительно Эду придутся в пору Merida Silex или Marin Gestalt.
Наш третий герой — Катя. Она любит уезжать в закат по грунту на дальние расстояния, а потому ей не важен размер покрышек, достаточно будет 35 мм. Переключатель с усилением натяжения также вряд ли потребуется. Возможно, Кате стоит установить двузвёздную систему, для сглаживания переключения передач. Однако для простоты хватит и единственной звезды спереди.
Но что ей действительно пригодится — наличие креплений для багажников, сумок и крыльев, ведь желание ощущения комфорта в путешествиях никто не отменял.
Для Кати оптимальным выбором будет Trek Checkpoint ALR4 WSD.
Кое-что ещё
Как видите, мы обошли стороной тему материалов, из которых делают рамы. Потому что для гравийников это всего лишь вопросы веса и ценника. Выбирайте исходя из собственных предпочтений — алюминиевый, титановый, стальной или карбоновый, но будьте готовы выложить за них 80 и больше тысяч рублей.Наши коллеги покатались на алюминиевых моделях и пришли к выводу, что при установленной резине шириной 40 мм в 21-м году даже опытным велосипедистам за несколько часов катания сложно отличить алюминиевую раму от карбона.
5. На основании бюджета и требований из первого пункта определитесь с материалом рамы.
А что насчёт компонентов кокпита? Во-первых, обязательно подберите длину выноса. Кроме того, обратите внимание на подбор рулей: для бездорожья пригодится пошире, а для езды по асфальту и частично по грунтовым дорогам — более узкий. Помните, что все запчасти съёмные и при необходимости их можно заменить.В общем, выбор гравийника тоже может принести немало удовольствия. Важно лишь понять, для чего вы его покупаете и на что способны. Иначе велика вероятность выбросить деньги на ветер.