Новая рама Format 9212
В этом обзоре мы покажем разработку Российских инженеров и конструкторского бюро Format. Хочу заметить то, что это единственное конструкторское бюро велосипедов России, которое проектирует велосипеды для массового рынка.
Наша команда тестировала модель 2014 года и предложила внести несколько изменений, о которых мы так же расскажем в этом отчете.
Обзор рамы от Яши Аустера.
Прежде чем рассматривать конкретную раму, давайте-ка разберемся, что нам нужно от ХТ-рамы, чем в принципе могут отличаться дерто-стрито-рейсовые рамы без амортизатора одна от другой. Буду рассуждать не только с позиции 4x-гонщика, но и обычного велосипедиста-катальщика, потому как на хардтейле я периодически выезжаю на кросскантри, прыгаю дерты, качаю памп и просто катаюсь по разным городам.
Итак, я выделил следующие группы параметров: геометрия, жесткость, внешний вид, используемые стандарты и отличительные особенности, цена и «где купить», прочность и гарантия.
Если говорить о велосипеде в сборе к этому добавляются, соответственно, используемые компоненты, но в этом обзоре речь пойдет о раме.
Посмотрим же, что подготовил для нас отечественный велопром. Гордиться или грустить. По каждому пункту в отдельности.
Сначала об «исходных данных». Последние три года я катался на раме Giant STP. Ее когда-то спроектировал ни кто-нибудь, а Джеф Леновски, для компании-лидера мировой вело-индустрии на тот момент. Выполнена рама была превосходно, от швов до покраски, геометрия нравилась всем, кто брал прокатиться мой велик. Короче говоря, рама-мечта.
Но в настоящий момент их стали делать только для американского рынка, нужно было искать достойную замену. Претендентом на эту непростую роль оказался Формат.
Забегая вперед, чтобы расставить точки над «i», скажу, рама российского производителя выдержала уровень. Иначе я бы просто не взялся о ней рассказывать, и этого обзора сейчас тут не было.
Теперь по делу.
Внешний вид.
Прототип выглядит просто феерически, я считаю. Этот полированный алюминий, что аж на зубах чувствуется вкус металла. Мощнейшие, но аккуратные, швы, как будто раму варил двухметровый советский атлет-пролетарий.
(Не обращайте внимания на пятна грунтовки и некоторые неаккуратности, все-таки это прототип. Хотя, как по мне, они только добавляют стиля.)
Очень надеюсь, что будет такая же стоковая версия, без покраски, просто под лаком.
Лого формата и сама надпись лично мне пришлись по душе. Выверенные линии и простота - есть стиль. Единственно, я бы дерзнул и написал «формат» по-русски. С этой рамой именно тот случай, когда надо говорить: «Да, это отечественный продукт».
Теперь по внешнему виду отдельных деталек.
Дропауты. Не буду даже комментировать. Просто посмотрите фото.
Нижняя труба. Изгиб выделяет раму среди других и это круто. Хардтейлы, зачастую, похожи друг на друга как близнецы.
При этом не могу сказать, что производитель перестарался, как в случае с norco a-line 2009. (Но это мое мнение, принимаю, согласятся не все).
Рассекатель. Так теперь называется на этой раме соединение верхних перьев и подседельной трубы. Выглядит остро, резко, гоноШно.
Из минусов, тонкие перья как будто немного не вписываются в общий вид рамы.
Достаточно короткий стакан, что позволяет занижать руль до Кавказа.
Вывод: мне вид прототипа пришелся по душе. О вкусах не спорят, не спорьте и вы, уважаемые читатели, просто согласитесь или скажите «выглядит круто». =)
Геометрия.
Стандартная для гоночного хардтейла длина переднего треугольника: 579/600 (M/L).
Перья средней длины: 390-410.
Не буду мериться перьями и особенно рассуждать на эту, любимую на 26 тему. Скажу только, выставив дропауты в центральное положение, я получил именно то, что мне было нужно: чуть более длинные перья по сравнению с STP, чуть больше стабильности. При этом есть простор для экспериментов: есть куда двигать - и назад, и вперед.
Фото: найди прототипность.
Провис каретки: 15.
Чем он меньше, тем сложнее в поворотах, но тем проще выдергивать велик. Думаю, в следующем году предложим чуть ниже опустить каретку.
Подводя итог разделу обзора о геометрии рамы, приведу сравнительную таблицу ключевых параметров по нескольким популярным рамам.
Вывод: Format 9212 - классическая рама гоночного хардтейла. Без отклонений по геометрии в индивидуальные предпочтения.
Жесткость и вес.
В этой части стоит прежде упомянуть о предшественнике.
Формат 9212 14 года:
Рама выглядит достаточно тонкой, тем не менее, сломать Зауру ее не удалось, что прямо-таки впечатляет, если вы знаете Заура.
А в прошлом году Юра Розов постарался, договорился - и передний треугольник всю зиму кормили протеинами, заставляли делать жим. Отныне он мясной.
(Это предложение обзора несколько притормозило его написание, долго подбирал наиболее подходящий эпитет. Мозг предлагал: сделали сочный мощный внушительный пацанский передний от души четкий боГXатый достойный треугольник).
А вот присед, как часто бывает, чутка подкачал. Перья массы не набрали, и их уже надо было проверять на трассе.
В деле же рама даже превзошла мои ожидания. Как я и рассчитывал(весьма опрометчиво, надо сказать, так как у СТП очень мощно сделаны перья), она оказалась жестче моей предыдущей, которая уже немного размягчилась за 3 года. Кроме того, я прокатился на нескольких великах в Саранске и пришел к выводу: Формат не мягче и не жестче аналогов. (К таковым не относится Ети, с этой рамой в один ряд пока поставить ничего нельзя. Нет смысла сравнивать алюминиевую трубу с бетонной плитой.)
Делать жестче или нет – отдельный вопрос. Дело индивидуальных предпочтений, не всем нравятся супербетонные рамы. Мое мнение жестче - значит круче. Так что, пока еще встречаются Ети на свете, есть куда стремиться, и перья на след год будем предлагать сделать толще.
Жесткость концетрируется и ощущается в первую очередь в кареточном узле. Есть идея провести тест этого параметра для разных рам, постараемся осуществить ее в ближайшее время.
Вес рамы: 1895 граммов.
Вывод: по жесткости рама показала себя достойно, а учитывая малый вес и возможность поставить 12*142 ось, просто отлично.
Используемые стандарты.
Конусный стакан – уже норма. Удобно, что сразу сделаны посадочные места под подшипники, не нужно запрессовывать чашки. У меня на гоночном бмхе сделано аналогично, с момента покупки рамы вместе со стоковой рулевой проблем не было. Так что в такой системе вижу только плюсы.
Стандарт под успокоитель – ISCG05. Это хорошо, сколько можно-то использовать старый, совсем времен динозавров. А делать вообще без ушек – странность, потом приходится покупать переходники, подтачивать бананы, чтобы все встало ровно. Так что здесь все ок.
Обычный кареточный узел под 68-73.
Дропауты сделаны добротно. Кроме того отлично, что это именно вертикальные, регулируемые дропауты.
По той информации, которая у меня есть сейчас, в стоке будет идти комплект под ось 135*10. Но будет доступен вариант 142*12 и это отлично.
Цена и где купить.
До сих пор в России целая проблема – найти себе подходящую раму для хардтейла. Если что и есть, то чаще всего только в сборе и на слабых компонентах.
А зачастую вообще вопроссостоит в том, как вообще посмотреть, купить ту или иную раму и что делать, если вдруг сломается.
К счастью с этой рамой таких проблем не должно быть. В Москве купить формат 9212 можно будет в магазине desporte.ru, как только они приедут. Там же решаются вопросы по гарантии.
РРЦ рамы: 14 000руб.
РРЦ велосипеда в сборе: 42 800руб.
Цены, по-моему, более чем приятные для нынешнего времени.
Но стоит поспешить с предзаказом, так как после 24 февраля прайс переведут по нынешнему курсу и стоимость увеличится процентов на 20.
Гарантия и прочность.
Все беспокойства по прочности исключаются заводской 5-летней гарантией, причем новую раму, в случае гарантийной замены, обещают отдать в Москве в течение недели.
Посмотрим, случится ли кому воспользоваться гарантией, испытание Саранском прототип выдержал.
Плюс, как я уже писал, еще тонкая рама прошлого года умудрилась выдержать вес Заура.
Кроме того, прототип я скоро передам обратно в офис Формата. Там рамцу изучат на предмет возможных слабых мест и внесут изменения в будущие модели, в случае необходимости.
На этом все. Если есть вопросы, задавайте, с удовольствием отвечу.
Бонусом видео(спасибо Александру Кирину), для шапочного ознакомления с рамой в деле: мой квалификационный заезд в Саранске.
И кварта бэкстеджа:
Текст: Аустер Яков
Фото: Аустер Яков, saschasid, Андрей Раковский.