Выбираем циклокроссовый велосипед?
Что такое циклокросс и циклокроссовый велосипед? Как выбрать циклокросс?
Циклокроссовый велосипед относится к гоночным спортивным велосипедам, дисциплина соревнований называется циклокроссом и она является одной из самых возрастных дисциплин велоспорта, после появились разновидности для любительского и туристического использования, конструктивно схожие с своим родителем.
Циклокроссовые велосипеды стали сильно популярными - это отличный выбор для дальних поездок по грунтовым дорогам, поездок по городу. Они терпимо относятся к некачественному асфальту с выбоинами, пересеченке, за счет более прочной рамы и колес рассчитанных под использование в условиях бездорожья, грязи.
Для правильного выбора циклокроссового велосипеда, в этой статье мы постарались максимально понятно изложить информацию о данных велосипедах. Но не забывайте, что всегда можете обратиться к нашему консультанту по телефону или в онлайн чате.
Основные разновидности циклокроссовых велосипедов:
«Классический» циклокроссовый велосипед: это велосипед как и шоссейный – является спортивным снарядом. Основное отличие этого велосипеда «классическая» геометрия: верхняя труба рамы на 1-1.5 см длиннее высоты подседельной трубы, при этом высота каретки имеет значение в 65 -75 мм. Эта проверенная временем геометрия встречается наиболее часто. Отличным примером может служить Marin Lombard:Ширина покрышек в стоковых версиях велосипедов 35 - 37 мм, системы шатунов имеют 1-3 звезды (на спортивных моделях часто ставят 1 звезду), велосипеды имеют крепежи под багажники и крепления под крылья, однако многие спортивные модели полностью лишены креплений. Чаше всего на этих велосипедах можно видеть карбоновую вилку – она устанавливается для лучшего гашения вибраций от переднего колеса. Особым плюсом является наличие вставных осей вместо эксцентриков, к примеру как на модели Format 2312:
Гревел (gravel bike): это молодое модное направление, появившееся в последние годы, что даже многие фирмы производителей бывает называют его по разному: adventure bike, performance road bike. Гревел или гравийный велосипед – это нечто среднее между классическим циклокроссом и туристическим. На нем так же уверенно можно ехать по бездорожью – он не обладает прытью подобной классическому циклокроссовому велосипеду, но в отличии от него он сделан более комфортным.
Имеет более широкие покрышки от 38 до 42 мм, что уменьшает количество вибраций, более комфортную геометрию рамы. Примером отлично может служить Polygon BEND RV, который наделен нижними перьями гасящими вибрации за счет «флекса»:
Туристический: это велосипед для путешествий, максимально комфортная геометрия рамы, максимально комфортные компоненты, а так же максимальная надежность – отличительные особенности этого велосипеда. Как правило туристические циклокроссы выполнены из хромолюбдена или титана – так как эти материалы пластичнее других и максимально гасят вибрации. Когда занимаешься туризмом на велосипеде, вес самого велосипеда не имеет значения, ведь он будет укомплектован багажником и множеством сумок. Стоит отметить что многие производители делают крепления для багажников даже на вилке. Отличным примером может служить Marin Fourcorners, свареный из высококачественных стальных труб и имеющий крепления багажника на передней вилке:
Выбор ростовки циклокросса:
Как и у шоссейных велосипедов у циклокроссовых размер рамы указывается в миллиметрах, цифра означает высоту подседельной трубы (от центра оси каретки до ее края), но так же могут встретиться буквенные обозначения (S, M, L и XL).Мы подготовили усредненную таблицу размеров для выбора велосипедов:
Рост велосипедиста в см | Ростовка рамы в см | Размер |
157-163 | 49-51 |
XS |
163-170 |
50-54 | S |
170-178 | 54-56 | M |
178-183 | 56-58 | M/L |
183-190 | 57-59 | L |
190-198 | 60-63 | XL |
Обратите внимание, что у каждого производителя ростовка может отличаться. Более точно подбор ростовки описывается в этой статье.
Если вы уже катались на велосипеде и точно понимаете что вам нужен велосипед длиннее, то нужно знать 2 показателя - это длину подседельной трубы (от центра каретки до конца подсидельной трубы) и длину верхней трубы рамы (ЕТТ), необходимо будет подобрать велосипед, рама которого обладает необходимыми показателями.
Материалы рам циклокроссовых велосипедов:
Алюминийевые сплавы: наиболее часто встречающийся материал. Главный плюс материала - это жесткость и вес. Велосипед из алюминия легкий и при этом прочный – при ударе чаще всего получается вмятина, сломать раму если не бросать под машину сложно. Алюминий имеет отличные ходовые качества – хороший накат, хорошо передает усилия ног на заднее колесо. Минусы – велосипеды из алюминия плохо гасят вибрации, а так же этот материал при длительной эксплоатации имеет свойство давать трещины в местах где концентрируется нагрузка (около сварных швов), так как накапливает усталость (из-за нагрузки структура металла деформируется и появляются микротрещины). Как правило трещины появляются только у активо катающихся людей и не раньше 5ти лет интенсивного впуливания на велосипеде.Хромомолюбден и сталь: большинство туристических велосипедов сделаны именно из него благодаря его пластичности. Есть 3 разновидности стали из которых выпускаются рамы: 1. Высокотянутая углеродистая сталь (Hi-Ten) 2. Хромо-молюбден (Cro-mo) 3. Простая сталь (Steel). Материалы обладают свойством «пружитить», благодаря этому он отлично гасит вибрации от дороги. Так же этот материал обладает высокой надежностью – его сложно сломать, он очень редко дает трещины. Хромомолюбденовые и стальные рамы легко заварить почти в любой автомастерской по необходимости (но только высоко-квалифицированый сварщик подберет правильный припой и сделает ровный шов с гарантией). Минусы этого материала в том, что он много весит, имеет склонность к корозии, если хранить в сыром помещении, а так же он при мощном педалировании будет сжирать часть энергии ваших ног, которая могла пойти на ускорение, что делает этот материал не сильно «спортивным» Более подробно о стальных рамах и материалах напишем в статье.
Титан: в случае как и с хромолем, титан имеет пластичные свойства, что делает этот материал в большей своей степени выбором для «комфорт» байков, однако обладает рядом особенностей: у него малый вес, высокая прочность и он абсолютно не подвержен старению, помимо этого он не накапливает «усталость» как алюминий. Только очень сильный удар или падение может сломать титановую раму, что делает эти велосипеды вечными. Главные минусы титана – это большая стоимость из-за сложности обработки материала (и следовательно ремонт рамы тоже выйдет в копейку), титановые велосипеды так же как и хромолюбденовые «сжирают» часть энергии за счет своей «пружинности», что плохо сказывается на спринтерских выпадах, так же минусом пожалуй является то, что большинство титановых велосипедов как правило производится под заказ.
Карбон: считается самым инновационным материалом, за счет своего низкого веса, отличных ходовых характеристик и прочности. Карбоновый циклокросс – отлично гасит вибрации, при этом не сжирает энергию ног на том, что изгибается. Проведено множество тестов ,которые показывают, что карбоновые велосипеды по прочности обгоняют алюминиевые, хромолюбденовые и даже титановые. Однако как показывает практика с этими велосипедами нужно обращаться более деликатно – они не терпят падений на острые углы. Как правило топовые спортивные байки сделаны именно из карбона, так же есть разная степень крутоcти материала, существует просто “Carbon» а есть «Hi modul carbon im8” – материал имеет боле тонкую нить волокна, более плотное плетение, что дает меньший вес и большую прочность. Это получается за счет того что между лекалами при укладывании в форму при производстве рамы оставалось меньше эпокситной смолы.
Тормоза циклокроссового велосипеда:
Кантиливеры (кантеливерные): по нашему мнению это наиболее устаревшая версия тормозов на циклокроссовых велосипедах. Их работа заключается в том, что резиновые колодки зажимают обод с двух сторон за счет движения тросика, который натягивается когда вы нажимаете тормозную ручку. В отличии от шоссейных тормозов типа u-brake они больше подходят для катания в пасмурные условия, обладают большим просветом для грязи. Их плюсом является их вес (пара тормозов будет весить приблизительно на 400 граммов легче любых дисковых), так же они достаточно надежны – тросик сложно порвать и легко заменить в полевых условиях. Минусом будет то, что в дождливую погоду качество торможения сильно снижается, для торможения требуется чуть больше сил на нажатие ручки нежели у гидравлических, так же со временем они стирают тормозную поверхность обода.Дисковые механические тормоза: так же как и кантиливерные, работают за счет троссика, который заставляет колодки зажимать тормозной диск крепящийся ко втулке. Колодки напоминают автомобильные – пластины из метала, на которые нанесен абразивный слой, но разумеется они меньше по размеру. Такие тормоза меньше реагируют на погодные условия, колодки служат достаточно долго, не требуется никаких расходников, из-за чего сервис требуется реже. Такие тормоза сильно полюбились туристам за стет их максимальной ремонто - пригодности и надежности, так как заменить тросик и рубашку тормоза очень легко. Минусом является их вес, как говорилось ранее они тяжелее кантиливерных. Они сильно мощнее и к этому нужно привыкать, так как площадь у покрышки небольшая из-за мощного торможения ее достаточно легко может снести.
Дисковые гидравлические: вместо тросика в этих тормозах применяется гидравлическая жидкость (DOT как и у автомобилей или минеральное масло зависит от конкретной модели) по системе сообщающихся сосудов при нажатии на ручку возникает давление, в результате которого колодки зажимают тормозной диск. Эти тормоза дают максимально контролируемое торможение, контролировать усилие крайне легко в любых условиях, даже не смотря на то что эти тормоза обладают самой высокой мощностью. Еще одним плюсом гидравлики является более низкий вес. Такие тормоза отлично подходят для людей, которые участвуют в соревнованиях или для любителей, которые ценят максимально слаженную работу компонентов. Минусами гидравлических тормозов является то, что гидравлинии можно повредить и в этом случае потребуется менять гидравлинию и прокачивать тормоза заново, их нужно беречь.
Выбор навесного оборудования:
От навесного оборудования зависит слаженность работы велосипеда, вес велосипеда. Велосипедные компоненты делятся на уровни, чем выше уровень компонентов, тем более современные технологии и материалы в них применяются.Ниже представлена схематичная таблица по уровням оборудования:
Многие производители ставят на циклокроссовые велосипеды компоненты как на шоссейных линейках так и линеек предназначенных для горного велосипеда, мы подготовили подробные статьи с описаниями уровней оборудования:
1. Оборудование Shimano для горного велосипеда
2. Оборудование Shimano для шоссейных и циклокроссовых велосипедов
Если у вас будут вопросы Вы всегда можете обратиться к нашему менеджеру за помощью. Среди работников нашего магазина только бухгалтер не занимал места в велосоревнованиях.
Как выбрать циклокроссовый велосипед?
Для того, что бы выбрать циклокросс, вам потребуется ответить для себя на несколько вопросов и проверить по этой статье какой вариант вам больше подходит.1. Как вы собираетесь кататься, будут ли соревнования или это будет туризм? (если соревнования или алюминиевая рама или карбоновая, если туризм - сталь);
2. Пользуясь данными в статье выберите подходящуюю ростовку;
3. Определитесь с бюджетом и оцените уровень оборудования велосипедов в этом ценовом диапазоне пользуясь таблицей выше.
Если самостоятельно определить модель не получилось, наш менеджер с радостью подскажет на какую модель циклокроссового велосипеда можно обратить внимание.
Все циклокроссовые велосипеды в разделе каталога.