Выбор гравийного велосипеда или гравийника
Решили обзавестись модным гравийным велосипедом? Мы подготовили для Вас статью с удобной навигацией, в которой рассмотрели все волнующие моменты. Интересно будет и новичкам, и любителям!
По задумке, этот тип велосипедов станет ближе и понятнее даже тем, кто впервые слышит о них. Те же, кто знаком с ними, вероятно, откроют для себя новое: например, узнают о совместимости компонентов, чтобы приобретая ту или иную версию велосипеда, заменить впоследствии детали на предпочитаемые.
Каждый из пунктов содержания кликабелен: можно перейти к интересующему разделу, щёлкнув по тексту мышкой.
Содержание
Часть 1. Происхождение и назначение
Часть 2. Стандарты втулок
Часть 3. Стандарты кареток
Часть 4. Количество зубьев на звёздах кассеты и устанавливаемых на шатуны
Часть 5. Способы переключения передач
Часть 6. Типы тормозов и тренды
Часть 7. Колёса и покрышки
Часть 8. Стандарты барабанов втулок
Часть 9. Стандарты и тренды кокпита
Часть 10. Подвеска на гравийных велосипедах
Часть 11. Стандарты вилок
Часть 12. Геометрия рамы
Заключение и вывод
Часть 1. Происхождение и назначение
Мысли о поездках за пределы города будоражат неспокойные головы и тащат прочь из уютных и тёплых офиса/квартиры/чего-угодно-ещё. Вот только чтобы добраться куда-то на природу, придётся ехать на попутках/поездах/лететь самолётом, а после идти пешком. Вероятно, долго. Чтобы забраться подальше на автомобиле, нужен внедорожник, да и вместимость ограничена. Поэтому растёт популярность гравийных велосипедов, которые заняли нишу аккурат меж других транспортных средств и пешего туризма.
История появления
Среди велосипедов они также стоят особняком: отличительные особенности гравийников — руль-баран и предназначение для катания по бездорожью. Их нельзя полноценно отнести в каталог горных, шоссейных или гибридных велосипедов, — для каждого случая найдётся какое-нибудь «но». Буквально 15 лет назад, на запрос «гравийный велосипед», поисковик выдал бы (давайте будем честны: 15 лет назад поисковики работали отвратительно, а модемы пищали при подключении к интернету, как маленькие котята) циклокроссовые или гибридные модели. Либо энтузиасты устанавливали руль-баран на горный велосипед. При этом, максимально допустимая ширина покрышек составляла около 35 мм.
Спецификация и отличия
Так что же за зверь такой эти гравийные велосипеды? Возьмём идею из истоков горных велосипедов и дополним циклокроссовыми высокими кареткой и юркостью. После чего стабилизируем переднюю часть, подобно гибридным велосипедам, а также слегка опустим каретку. Итак, мы получили, казалось бы, «ни туда, ни сюда» велосипед, который мало похож на что-то доселе известное. Однако придержите коней. У нас в наборе:
- руль-баран;
- стабильная «морда»;
- устойчивость, благодаря заниженной каретке;
- высокая поворачиваемость из-за коротких перьев.
Поскольку данный тип велосипедов появился недавно, производители экспериментируют. Их цель — сделать гравийники чуть мягче, для чего на них устанавливают амортизаторы, либо ищут решения, которые эффективно гасят вибрации. Но об этом позже. Давайте детально разбираться, что к чему.
Часть 2. Стандарты втулок
Начнём с колёс, без которых никто никуда не поедет. Точнее, со стандартов втулок, которые на заре появления позаимствовали у гибридных и циклокроссовых моделей. 100 мм спереди и 130 мм сзади были трендом на протяжении 25 лет. Упомянутые цифры означают ширину втулки при измерении по краям конусов.
Однако с появлением гравийных рам под дисковые тормоза, задние колёса адаптировали под втулки 135 мм. С тех пор можно снять их с горного велосипеда (если этот стандарт — 135x10 мм) и установить на гравийник. И тут же мы обязаны предупредить: избегайте гравийников, колёса которых крепятся эксцентриками, поскольку такие устарели.
Переход на быстросъёмные оси
Производители устанавливают быстросъёмные оси с рычагом, стремясь:
- упростить жизнь владельцам при установке/снятии вилсета;
- увеличить жёсткость и снизить деформацию конструкции, ощущаемые при прохождении поворотов и в сложных погодных условиях;
- добавить прочности в связи с установкой дисковых тормозов;
- повысить планку ограничения веса.
И, чего греха таить, после снятия/установки колёс роторы оказываются аккурат между поршнями и пропадает необходимость выравнивать тормозные калиперы. Также, в отличие от эксцентриков, ось вряд ли внезапно вывалится на ходу (все же помнят тонны видео, где велосипедисты в движении поднимают переднее колесо, а оно внезапно вываливается?). Подобное решение реализовано на гравийных велосипедах Merida Silex.
Стандарты осей в 2020 году
Итак, индустрия пришла к стандартам передних колёс 12х100 мм и 15х100 мм. Ниже — картинка для понимания, что означает первая цифра. Диаметр оси важен при выборе вилки и втулки. Подумайте, намерены ли Вы менять колесо в будущем и рассмотрите разные варианты.
На рынке присутствуют вилки и втулки, конвертируемые из одного стандарта в другой. Для этого производят проставки/конусы, которые либо включены в комплект, либо продаются отдельно. Задние оси гравийников, как правило, 12х135 мм или 12х142 мм. От диаметра оси зависит стандарт вилки и втулки, на которой Вы собираете колесо.
Разница осей и совместимость с другими креплениями
Однако было бы слишком просто останавливаться только на разнице в диаметрах и ширине осей. Поэтому вот на что ещё стоит обратить внимание:
- присутствие/отсутствие рычага (на некоторых он съёмный, как на Superior X-Road Elite) для закручивания оси, при втором варианте понадобится шестигранник для затягивания её в дропаутах;
- шаг резьбы: у различных производителей он может отличаться.
Другая тема, которую необходимо затронуть — крепление велосипеда в домашний тренажёр, стойку для ремонта или велобагажник. Позаботьтесь о заблаговременном приобретении переходников для каждой из имеющихся вещей. Иначе Вы рискуете внезапно столкнуться с необходимостью их покупки, когда времени нет и нужно вот-прямо-сейчас. Некоторые компании специализируются на производстве осей — можете обратиться к ним.
Часть 3. Стандарты кареток
Зачем вообще нужна каретка? Обеспечивать плавное вращение шатунов и передачу усилий на заднее колесо, пока Вы уезжаете в закат. Если катаетесь давно, то возможно, с удивлением обнаружите английскую резьбовую каретку (она же BSA, BSC и ISO) устанавливаемой на модели (о широком разнообразии стандартов кареток мы напишем отдельно в ближайшее время, сейчас коротко). Производители выпускают каретки двух типов: резьбовые и с впрессовывающимися чашками (press-fit каретки).
Резьбовые каретки
Каретка с английской резьбой знакома большинству владельцев как прародительница других с внешними чашками, устанавливаемых на современные велосипеды. Именно она присутствует на алюминиевых/стальных моделях гравийников (яркий пример — велосипед Format 2322 2020 года). Каретка с английской резьбой предполагает ширину узла в 68 мм (иногда 73 мм). Причём, с левой стороны резьба обычная (правая), с правой — реверсивная (левая). Можете вкрутить в неё каретку с интегрированным валом под квадрат (он предполагает установку шатунов с отверстием той же формы), однако такие уже используются редко, либо для того, чтобы сделать доступный широкой аудитории велосипед. Так поступили с моделью Format 5221 27.5 (2020). Однако балом правят каретки с внешними подшипниками, рассчитанные на установку шатунов, объединённых (реже — разделённых) с валом.
Производители создали их в начале 2000-х годов. Диаметр стального вала составил 24 мм. Каретки быстро набрали популярность и встречались на любых велосипедах, кроме моделей совсем начального уровня. SRAM отличилась по-своему и сделала каретки GXP. Диаметр вала со стороны звезды равнялся 24 мм, а к противоположному шатуну сужался до 22 мм. В ответ на это другие бренды выпускали адаптеры или чашки отдельно.
Каретки с впрессовывающимися чашками (press-fit)
Впрессовывающиеся появились несколько позже, но сразу разделились на несколько версий. В целом, их идея — кареточный стакан без резьбы, можно сказать попытка увеличить жёсткость узла и снизить вес в карбоновых рамах. Чашки устанавливают при помощи специального инструмента. Каретки с впрессовывающимися чашками совместимы с шатунами, диаметр вала которых 30 мм. Давайте вместе посмотрим на решения для кареточного узла, которые нам предлагают производители.
BB30. Короткий алюминиевый вал диаметром 30 мм, а подшипники запрессованы в кареточный узел. Некоторые производители делают алюминиевые вставки в карбоновой раме, поскольку запрессовывать сразу в карбон — сомнительная затея. Однако стандарт морально устарел и встречается редко, поскольку его сместил PFBB30.
PF30/PFBB30. По сути, то же самое, что и выше, однако подшипники запрессованы в нейлоновую втулку. А уже после — в раму. Таким образом, снижается стоимость производства рамы, а также упрощается установка. Последнее — ввиду отсутствия необходимости делать алюминиевую вставку в раму. Кроме того, вставка компенсирует минимальные погрешности, допущенные при производстве рамы. Однако ключевым плюсом данного стандарта, в сравнении с BB30, остаётся сниженная вероятность возникновения похрустывания. Из-за этой проблемы многие владельцы ругали стандарт BB30.
BB86/PFBB86. Размер каретки меньше, чем для стандарта PF30, а подшипники предназначены для установки шатунов с валом 24 мм. Подобное решение позволяет использовать шатуны с обычной резьбовой кареткой. Велосипеды Merida Silex 600 (2020) выпускают с такими каретками.
BB386EVO. Стандарт сделали в 2011 году, чтобы он впоследствии стал «лучшим-в-мире-и-самым-совместимым». BB386 увеличил стандартные 68 (73 мм) до 86 мм, чтобы при педалировании на заднее колесо передавалось большее количество усилий. Тогда-то и появились системы BB386EVO с увеличенной длиной вала, которые взяли на вооружение некоторые компании, поэтому велосипед Merida Silex 7000 (2020) — с такой кареткой. И, несмотря на более узкие кареточные узлы BB30/PF30, Вы сможете использовать системы BB386EVO с ними, добавив проставки.
Факт: увеличив диаметр и длину вала, производители получили возможность сделать шатуны узкими и более прямыми. Таким образом они сохранили эффективность педалирования. Длинный вал стандарта BB386EVO в сравнении с коротким валом стандарта BB30 выглядит так:
Индивидуальные. Для велосипедов Trek это BB90 (к примеру, на велосипеде Trek Checkpoint SL 5 2020 года), для Cervelo — BBRight (велосипеды Cervelo Aspero 2020 года в интернет-магазине Desporte.ru), а Specialized называет их OSBB. Список можно продолжать дальше. Поэтому хвала компаниям, которые делают переходники, чтобы все каретки/шатуны/узлы рам уживались друг с другом.
Обратим Ваше внимание на Cannondale Ai: асимметричный дизайн и нестандартный кареточный узел привели к ограничению заменяемых компонентов в раме. Поэтому компания сделала альтернативу гигантам Shimano/SRAM/Campagnolo: шатуны SiSL.
Учитывая всё написанное выше, напрашивается решение в виде шатунов с длинным валом. Проставки на случай замены рамы и большего кареточного узла докупаются, а вот удлинить вал нельзя.
Резьбовая T47. И вот в 2015 году появился стандарт, который должен понравиться, казалось бы, всем. Создатели совместили большой диаметр вала с простотой резьбовых кареток: другими словами, взяли лучшее от обеих разновидностей. По какой-то причине стандарт всё ещё остаётся в тени. Однако увидев модель с подобной кареткой, например велосипед Trek Crockett 5 Disc (2020), будьте уверены в жёсткости и надёжности подшипников и узла.
Вывод о каретках
Наиболее распространённые и перспективные стандарты — PF30, BB386EVO или T47. Алюминиевые и стальные модели производят со стандартной велосипедной кареткой с английской резьбой и шириной узла в 68 мм. Если же, установив запрессовываемую каретку и покатавшись на ней, Вы слышите хруст, можете обзавестись резьбовыми вставками. Второй вариант — цельная вставка в узел с подшипниками.
Часть 4. Количество звёзд на кассетах и устанавливаемых на шатуны
Даже если Вы не катались продолжительное время, вероятно, знаете, что каждые 5−10 лет производители увеличивают количество звёзд на кассете. Большинство гравийников в 2019−2020 годах выпускают с кассетами на 11 звёзд (Merida Silex 700 (2020) тому пример). 10-скоростные встречаются, преимущественно, на велосипедах бюджетного звена. Конечно, закупаясь в ларьке около дома, можно найти пережитки СССР (зачёркнуто), 8-скоростные кассеты. Однако большинство веломагазинов уже пару лет как продают практически все запчасти только под 10 или 11 (а то и вовсе 12) скоростей. Почему так? Ответы лежат на поверхности.
С большим количеством звёзд кассеты, производители получают возможность установки вперёд одной звезды. Таким образом, увеличивается диапазон передач, а это, в свою очередь, расширяет возможности для владельца в поиске необходимого каденса. И заметно это становится на бездорожье. Езда в подъёмы также упрощается, поскольку большая звезда кассеты позволяет заезжать в крутые шпильки без жертв для максимальной скорости.
Поскольку ранее звёзд на кассетах было меньше, добавление повлекло необходимость расширения барабана. SRAM и Shimano позаботились об этом заранее, но этот вопрос мы осветим в отдельном разделе о барабанах. Что стоит сказать в этом разделе, так это то, что переход на большее количество скоростей, вероятно, потребует сборки новых колёс.
Увеличение диапазона кассеты и звёзд на ней (об этом мы писали выше привело к сокращению числа установленных спереди звёзд. Чтобы проверить написанное, сравните диапазон переключения при трёх звёздах спереди и 9 — на кассете, с трансмиссией 2x11 или 2x12).
И на этом моменте начинаются разногласия между адептами шоссейного спорта и любителей уехать подальше за город. Для первых 2 звезды спереди — святая святых и они выберут нечто вроде велосипеда Cervelo Aspero Disc GRX (2020), или Merida Silex 400 (2021), при том, что единственная звезда на шатунах завоевала популярность среди вторых. С чем это связано? В шоссейном спорте требуется высокая максимальная скорость, которая бессмысленна на грунте. Как и слишком широкий диапазон передач, большинство которых останется незадействованными. Поэтому лишняя звезда спереди — это лишний вес, а также дополнительная манетка на руле. Уезжая за город, Вам, наверняка, хочется, чтобы количество запчастей, которые могут сломаться на велосипеде, стремилось к минимуму.
Разумеется, всё в итоге зависит от предпочтений владельца и местности проживания. Если у владельца под боком горы, он/она привыкли переключаться с резко возрастающим усилием на каждой передаче, да ещё требуется широкий диапазон — выбор падёт в сторону двух звёзд спереди. Если же в приоритете итоговая стоимость, сокращение потенциально возможных вышедших из строя компонентов, особенно при наличии дополнительных переключателя и манетки для передней звезды, человек предпочтёт одну, как на Merida Silex 300 (2020).
Часть 5. Способы переключения передач
Казалось бы, в этом вопросе всё просто: щёлкай себе манетки и щёлкай. Однако в 2020 году доступно три вида переключения передач.
- Механический.
- Электронный.
- Гидравлический.
Наиболее распространённый способ изменения передач. Манетка натягивает или ослабляет тросик, который проведён с помощью рубашки к заднему переключателю. В зависимости от операции, он перекидывает цепь на большие или маленькие звёзды. Ввиду длительного времени существования, появились различные линейки трансмиссии, выбор зависит от предпочитаемых веса и точности переключения. Исходя из данных показателей, компоненты попадают в тот или иной ценовой диапазон.
Двойка гигантов в лицах Shimano и SRAM разработали специализированные линейки для гравийников: они встречаются на велосипедах Merida Silex+ 6000 (2020) или Cervelo Aspero Disc GRX (2020). Фанатам Campagnolo менее радужно: их любимица запоздала на уходящий поезд. Негативный момент для механических систем, особенно при частом катании в условиях дождей и бесконечных грязевых ванн — засорение рубашки тросика.
Электронный
Способ смело можно назвать новым для индустрии. Его пыталась внедрить компания Mavic в начале 90-ых годов, однако лишь спустя два десятилетия стал популярным. Вместо тросиков, переключателями управляет электромотор.
Преимуществ у системы, в сравнении с механической, несколько. Плавное и точное переключение, отсутствие тросиков, рубашки которых со временем нужно менять, также она требует минимума навыков и опыта для переключения. Также, в сравнении с механической системой, требуемые для переключения усилия минимальны. Одно из главных преимуществ — расширенные функции кнопок и их расположение. Другое — автоматическая регулировка переднего переключателя. Именно она до сих пор вызывает нервное подёргивание глаза у целого поколения велосипедистов.
Но у нас тут объективный обзор, поэтому поговорим и о недостатках. Самый заметный — ценник. С ростом популярности гравийников, выросла популярность такой системы переключения. Во-вторых, отсутствие рубашек в какой-то степени заменяет необходимость подзарядки устройств. Конечно, периодичность зависит от линейки выбранной трансмиссии и частоты катания, но в среднем это 1−3 месяца.
В длительных поездках дополнительные аккумуляторы или расходование заряда портативного устройства, при наличии других электроприборов, — неоправданная роскошь. Также, в случае с пребыванием вне цивилизации, проблема может заключаться в неожиданной поломке устройств. Устранить её без квалифицированного специалиста, вероятно, не получится.
Поговорим о разновидностях систем. Они существуют в беспроводном и проводном вариантах. Манетки и переключатели компаний Shimano и Campagnolo соединены проводами, что хорошо видно на примере велосипеда Merida Silex 8000-e (2020). А вот трансмиссия от SRAM обходится без проводов, поскольку в переключатели установлены аккумуляторы, а в манетки — батарейки (всеми любимая «таблетка»). При переключении они обмениваются беспроводными сигналами, срабатывая за считанные миллисекунды. Такая установлена, к примеру, на велосипеде Cervelo Aspero Disc Force eTap AXS 1 (2020).
Преимущества и недостатки одних и вторых лежат на поверхности. Беспроводную версию проще установить и отсутствуют лишние провода. Проводная же дольше работает без подзарядки и, в теории, hard connection(?). Нечто среднее между теми и другими выпустила FSA. Так или иначе, прокатившись однажды на одной из них, с большой долей вероятности захочется обладать подобной.
Гидравлический
На данный момент представлен в единственном экземпляре компанией Rotor. Работает по схожему с гидравлическими тормозами принципу, за исключением одной вещи: система полностью закрытая и обходится без обслуживания. Ввиду недавнего появления, непопулярна. Однако очевидны преимущества в виде веса и отсутствии загрязняющихся рубашек с тросами. И аккумуляторов для зарядки тоже нет. И, последняя особенность, стоящая упоминания об этой системе — наибольшее количество передач с единственной звездой спереди — 1x13.
Совместимость систем
Энтузиасты и велосипедные производители похожи в попытках создания гибридных систем для гравийников, что приводит к довольно интересным решениям. К примеру, таким образом появились переключатели с дополнительным натяжением цепи. Однако даже между версиями систем одного производителя встречаются несовместимые вещи. Об этом полезно знать тем, кто намерен установить компоненты различных групп на гравийник.
Например, компоненты с технологиями Exact Actuation и X-Actuation от SRAM несовместимы: чтобы настроить манетку с первой и переключатель со второй придётся либо потратить уйму времени, либо так и остаться ни с чем. Ранее беспроводная система SRAM была несовместима с компонентами группы Eagle. Выход группы AXS решил проблему.
Компонентам Shimano в какой-то степени повезло: Wolf Tooth создала решение для совмещения их шоссейных манеток с переключателями для горных велосипедов (для 10 и 11 ск.).
Есть и хорошая новость: дорожные переключатели гиганты индустрии адаптировали для использования на гравийниках.
Часть 6. Типы тормозов и тренды
Первые версии гравийников выпускали с ободными тормозами. Однако производители достаточно быстро пришли к установке преимущественно дисковых систем. Они лучше работают в сложных погодных условиях, на которые рассчитаны гравийники. Также, они требуют меньших усилий для торможения, а значит гарантируют более продолжительное катание.
Отличия механических от гидравлических
Дисковые тормоза существуют в двух вариантах: механические и гидравлические. Первые работают подобно трансмиссии: между ручкой и калипером натянут трос. Он натягивается при нажатии ручки и сводит поршни. Такие тормоза приемлемы по цене, однако большинство версий без модуляции и мощность ниже, в сравнении с гидравликой. Как правило, их выбирают люди, которых в тормозных системах привлекают простота устройства и простота ремонта во время многодневных соревнований.
Гидравлические тормоза дороже, однако их отличает высокая модуляция. Модуляция — это постепенное увеличение мощности торможения при большем зажатии ручки, между лёгким замедлением и полной блокировкой колеса. Также с ними пропадает необходимость замены тормозных тросов. А при замене колодок их центрирование происходит благодаря нескольким простым действиям.
Есть и свои особенности: периодическая замена тормозной жидкости при запланированном обслуживании. Она зависит от используемой в системе: разные производители используют DOT и минеральное масло. Первую приходится менять чаще, ввиду предрасположенности к впитыванию влаги. Однако их используют для длительных заездов при низкой температуре воздуха. Так вышло, что температура замерзания у DOT ниже, чем у минерального масла.
Помните, что необходимы разные ручки для гидравлических и механических тормозов. Для использования вторых можно установить дополнительную ручку, но для первых требуются манетки, предусматривающие использование гидравлики.
Кроме того, существуют гибридные системы: механико-гидравлические. Такие производит, например, компания TRP. В них использованы ручка и тросик, которые приводят в действие гидравлический калипер. Таким образом можно переделать велосипед во Франкенштейна с квазигидравлической системой.
На большинстве гравийных велосипедов установлены роторы диаметром 140−160 мм. Чаще встречаются со 160 мм, либо этого размера на переднем колесе и 140 мм — на заднем. Роторы большего диаметра останавливают быстрее и лучше охлаждаются, поэтому предпочтительны для любителей длительных спусков.
Стандарт крепления тормозов Flat Mount
На большинстве моделей встречается стандарт Flat Mount, который представила компания Shimano в 2014 году. Он предполагает более простую установку в сравнении с признанными и распространёнными среди горных велосипедов стандартами креплений Post Mount и Inter Standart. И, похоже, Flat Mount — будущее гравийников.
При выборе рамы и наличии тормозов, калиперы которых рассчитаны на Post Mount, учтите, что существуют переходники для их установки на Flat Mount. А вот наоборот установить нельзя, ввиду ограничений в геометрии.
Среди бюджетных механических тормозов стандарта Flat Mount выбор невелик: TRP Spyre или нечто вроде них — оптимальны. Также напомним, что большинство гравийников предполагают установку колёс на оси. Поэтому положение ротора изначально более ровное, чем на рамах с быстросъёмными эксцентриками.
Стандарты крепления роторов
Колёса, рассчитанные на использование с дисковыми тормозами, пришли от горных велосипедов. Поэтому роторы крепятся либо при помощи 6 болтов, либо при помощи системы Center Lock. Первый способ прост: 6 болтов прижимают ротор к креплению на втулке и удерживают. Второй способ — установка ротора на металлическом кольце, которое прижимается другим кольцом (похоже на фиксирующее кольцо кассеты). Center Lock набирает популярность, потому что с его помощью легче менять роторы, а также просто проще и быстрее устанавливать их. Втулки под стандарт Center Lock, как правило, легче, однако сами роторы тяжелее. Просто чтобы Вы знали.
Также предупреждаем сразу: на втулках, которые крепятся с помощью осей, требуется отличное от втулок под эксцентриковые крепления фиксирующее кольцо. Поэтому пригодится инструмент для установки каретки с внешними чашками. Ну а если Вы, всё же, обзавелись велосипедом со втулками под 6 болтов, а роторы — под Center Lock и наоборот, переживать рано. Веломагазины продают адаптеры, которые обойдутся дешевле покупки роторов или переспицовки колёс.
Часть 7. Колёса и покрышки
Именно колёса и покрышки отличают гравийные велосипеды от шоссейных (а также от циклокроссовых велосипедов десятилетней давности). Всего несколько лет назад все гравийники ездили на колёсах стандарта 700c, а ширина покрышек была 30−40 мм. На бюджетные модели ставили алюминиевые колёса, на дорогие — карбоновые. На велосипедах с креплениями для ободных тормозов использовали шоссейные колёса, а на моделях с дисковыми тормозами устанавливали 29”.
Прошло несколько лет и всё изменилось. На гравийники до сих пор устанавливают колёса стандарта 700c, однако теперь некоторые модели адаптируют под использование с колёсами 650b (или 27.5”). Этот же стандарт (ну почти, 28”) используют на велосипедах для туризма, вот только диаметр 27.5” меньше колёс 700c. А в чём, собственно, дело?
В том, что колёса стандарта 650b с покрышками 47 мм по диаметру равны покрышкам 700x30c.
Однако большая ширина означает лучшие сцепление и комфорт во время езды. А также иную форму, которую покрышки принимают при установке на обод. Большинство современных гравийников совместимы с двумя стандартами колёс.
Поэтому владельцы получили возможность выбора и установки желаемых комбинаций «колёса-покрышки». Собираетесь мчать по ровному асфальту и изредка съезжать на грунт? Ставьте колёса 700c и резину с гладким протектором, добиваясь минимального сопротивления. Намерены месить грязь и рыхлить грунт, а езда по асфальту составит примерно 5−15 % времени? Ставьте колёса 27.5”, да пошире и протектор позлее!
Крайне важно отметить факт соответствия колёс 27.5” с наибольшей покрышкой на них колёсам 700c со средней покрышкой. Важно из-за правильности Вашего восприятия. Меньший диаметр используют ввиду небольшого количества велосипедов с колёсами 650b для невысоких людей. А вовсе не потому, что они подходят невысоким людям (что в целом неверно).
В триатлоне и шоссе, к примеру, небольшие колёса и покрышки с низким профилем используют для того, чтобы избежать зацепления носком ноги переднего колеса (когда при вращении шатунов нога на педали в горизонтальной плоскости находится ближе всего к переднему колесу). Либо чтобы добиться максимально низкого положения руля.
Разнообразие рисунков протектора
В чём действительно преуспели производители гравийных покрышек, так это в разнообразии протекторов для различных условий. Можно найти резину как для плоских накатистых поверхностей, так и для грязевых дней, когда колёса почти по втулки тонут в ней. При выборе покрышек можете руководствоваться правилами катающихся на горных велосипедах.
Погожий солнечный день — ставьте накатистые покрышки с минимальным количеством шипов. С ухудшением условий смотрите на более злые покрышки. Если же предстоит кататься по сырому грунту и в целом 90 % времени условия будут ужасными — ставьте резину с большими шипами. Только учтите максимально допустимую ширину покрышек в соответствии с зазорами между перьев рамы и ног вилки.
Мы ни в коем случае не настаиваем и понимаем, что предпочтения у всех разные. Поэтому лучший способ подобрать подходящие покрышки — экспериментировать. Много и «с головой». Начните с какой-нибудь усреднённой покрышки и пробуйте ставить злее/накатистее. Возможно, именно Вам подойдёт покрышка, у которой больше шипов, а может, наоборот, понравится та, которая создаёт меньшее сопротивление разгону.
Бескамерные покрышки и подготовленные к их установке колёса
Несмотря на различные материалы ободьев и типы тормозов, пальма первенства обсуждений остаётся за выбором между камерными/бескамерными покрышками. Чтобы было понятнее: принцип установки бескамерных тот же, что и на автомобиле: камера внутри отсутствует. Также оговоримся сразу: на бескамерных покрышках присутствует маркировка «tubeless ready» (или TR).
Несмотря на путь длиною в несколько лет (а может и десятков лет), бескамерную резину стали использовать в шоссейном спорте. При этом, на горные велосипеды подобные покрышки ставят часто. Что касается гравийников — для них бескамерная резина практически must have.
Некоторые комплекты шоссейных колёс изготавливают со стандартом Road UST (совместим лишь с разработанными под него покрышками). Однако колёса для гравийников преимущественно совместимы с бескамерной резиной. Поэтому в ободьях таких комплектов отсутствуют отверстия под спицы, либо в комплект входит ободная лента, которая плотно закрывает отверстия в ободе.
Другая характерная для бескамерных ободьев особенность — углубление в центре профиля, а также «полки» на стенках. Последние необходимы для зацепления бескамерной резины при накачивании. Независимо от наличия/отсутствия камеры внутри, изменение профиля ободьев изменило и процесс установки покрышек.
Ввиду имеющегося «желоба» в центральной части ободьев, производители и механики рекомендуют поместить оба борта покрышки в него. Объяснение простое: именно в углублении диаметр колеса наименьший. Когда один из бортов покрышки усажен в «полку» стенки, надеть или снять второй ощутимо сложнее. Порой это даже приводит к поломке монтажек.
Плюсы и минусы бескамерных покрышек
Стоит ли переходить на бескамерные покрышки? Можно просто дать утвердительный ответ, но мы обязаны озвучить несколько волнующих моментов.
Потенциальная экономия веса. Несмотря на больший вес бескамерных покрышек, устанавливающие их люди говорят об экономии веса ввиду отсутствия камеры. Даже учитывая заливание герметика, общий вес меньше, чем покрышек с камерами. Некоторые ободья, предназначенные для использования с бескамерными покрышками, работают с резиной, подготовленную только использованию с камерами. Однако учтите, что покрышки, на которых отсутствует маркировка «tubeless ready» могут пропускать воздух, поэтому потребуется большее количество герметика, чтобы избежать этого. Другой вариант — постоянно подкачивать их. Либо и то, и другое одновременно. Причин для беспокойства, правда, минимум: большинство современных покрышек ориентированы на бескамерное использование.
Меньшее трение качения. Нельзя с точностью до 100 % утверждать, что все бескамерные покрышки обеспечивают меньшее сопротивление в сравнении с камерными. Однако если рассматривать вопрос с точки зрения физики, получается, что меньший вес способствует длительному поддержанию набранной скорости.
Защита от проколов. Подготовленные к бескамерной установке покрышки требуют заливания герметика, который заклеивает образовавшиеся отверстия, пропускающие воздух. Однако со временем герметик высыхает и требуется долить его, чтобы избежать внезапных «сюрпризов». Заметим, что в отличие от проколов покрышек с камерами, бескамерная резина заклеивается во время вращения колеса. Исключение — большие порезы или проколы. В остальных случаях владельцу можно обойтись без остановки и траты времени на ремонт. Тем более, маркировка «tubeless ready» лишь говорит о возможности бескамерного использования и покрышку по-прежнему можно использовать с камерой. Если под рукой нет герметика, пользуйтесь на здоровье, чтобы доехать до места назначения.
Катание с увеличенными скоростью и комфортом. Хорошие новости для тех, кто любит кататься с низким давлением. Больше никаких камер, а значит можно забыть о проблемах, связанных с их проколами. Если же владелец умудрится пробить покрышку, скорее всего, обод тоже будет сильно повреждён.
Но давайте о хорошем. На низком давлении приятнее ездить, потому что колёса принимают на себя часть ударов от неровностей. Что немаловажно для гравийников с жёсткими вилками и задним треугольником. Удивительно, но тесты показывают, что слабо накаченные бескамерные колёса обладают лучшим накатом (можете проверить на собственном опыте и поделиться с нами результатами).
Низкий инвестиционный риск. Покрышки на только что купленном гравийнике, несмотря на маркировку «tubeless ready», часто установлены с камерами и без герметика. Если продавец затрудняется ответить на этот вопрос — проверьте сайт производителя. Популярные бренды, например Bontrager, Hutchinson, Kenda, Schwalbe, Maxxis, Specialized, — выпускают бескамерные покрышки для дорожных велосипедов.
Большинство велосипедов, на которых установлены колёса с такой резиной, укомплектованы ниппелями для перехода на бескамерные покрышки. Остаётся лишь долить герметик и накачать. Сложно или нет времени? Отдайте в мастерскую или катайтесь на камерных колёсах.
Бескамерная резина — будущее. До сих пор сомневаетесь?
И для сравнения — плюсы и минусы камерных покрышек
Отметим, справедливости ради, что несмотря на описанные выше причины перехода на бескамерные покрышки, камерные продолжают пользоваться популярностью. Речь идёт о соревнованиях по циклокроссу. На гравийники их устанавливают редко.
Для длительных поездок и сложного рельефа практичность покрышек с камерами сводится к минимуму. Можно долить в них герметик, однако проколы, оставляющие большие отверстия, требуют полноценной замены резины.
Посмотрим с другой стороны. Вы отправились в путешествие далеко за город. И, учитывая необходимость замены покрышки, взяли с собой запасную. Это дополнительные полкилограмма. Безотносительно её расположения, вес слишком большой, чтобы дополнительно загружать себя. Можно взять запасную камеру. Однако опять же, в случае повреждения покрышки она практически бесполезна.
Можно поехать без камеры и покрышки, но готовы ли Вы рисковать? Остаться вдали от дома «без колёс» — сомнительное удовольствие.
Ширина ободьев и покрышек
Независимо от диаметра колёс, ширина ободьев непреклонно увеличивается. На заре появления гравийников внутренняя ширина профиля составляла 13−15 мм. Сегодня ободья для шоссейных велосипедов имеют ширину 17−21 мм. Для гравийников, как Вы можете догадаться, ободья ещё шире. Внешняя ширина изменилась с 18−20 мм до 22−25 мм. Более того, встречаются ободья шириной 30+ мм.
Почему важны внутренняя и внешняя ширина? Первая влияет на форму и ширину покрышки в установленном и накаченном состоянии. Вторая отвечает за совместимость колёс с расстояниями между перьев рамы и ног вилки. Или между тормозных колодок ободных тормозов.
Чем так хороши широкие ободья?
- Соответствие ширины ободьев и покрышек положительно сказываются на аэродинамических свойствах (да, для гравийников этот параметр важен ровно настолько, насколько для шоссейников).
- Они выпрямляют стенки покрышек, повышая стабильность при прохождении поворотов.
- Увеличивают объём, позволяя кататься на низком давлении, что гораздо комфортнее (выше мы объяснили).
Выбор ширины покрышки под соответствующие условия использования
Диаметр колёс. Напомним: широкие покрышки на колёсах стандарта 650b того же диаметра, что и резина средней величины для 700c. Поэтому если 650b при ширине 50 мм влезли, 700c при той же ширине вряд ли уместятся. По крайней мере, обязательно удостоверьтесь в рекомендациях производителя.
Грунт и условия. Сложный рельеф и сырой грунт — прямой намёк на установку широких покрышек с шипастым протектором. Грунтовые дороги с более ровным и накатистым покрытием — для резины, центр которой с невысокими шипами или вовсе без них. Тут придётся поэкспериментировать, поэтому рассчитывайте бюджет, исходя из возможности приобретения дополнительного комплекта резины.
Дистанция путешествия и возможные риски. Далеко ли Вы намерены отправиться? Выезжаете прокатиться вокруг дома или увидитесь с близкими только через неделю, после странствий на просторах вне городов? Готовы ли Вы на риск, ради приключений? Ответьте на эти вопросы для себя прежде, чем отправиться в путешествие. Длительные поездки с высоким уровнем риска требуют установки покрышек с антипрокольной технологией и более плотной структурой.
Ориентир на будущее. Вряд ли кто-то предскажет, до каких размеров дорастут покрышки в направлении гравийников. Поэтому, покупая велосипед, выбирайте рассчитанный минимум на установку резины 700x42c. Этот размер широко распространён среди гравийников 2019 и 2020 годов. Некоторые рассчитаны на установку резины для горных велосипедов шириной 2,1”, на случай езды по грязи или снегу. Тот случай, когда больше — лучше, чем меньше, которого недостаточно.
Часть 8. Стандарты барабанов втулок
Кассеты и трещотки (наборы звёзд на задних колёсах) устанавливают и фиксируют на барабанах. Для этого на них сделаны шлицы, либо механизм крепления. Принцип мало изменился с момента появления технологии, однако появились стандарты, разницу между которыми мы обязаны объяснить.
Стандартный дизайн барабана со шлицами (также его называют HyperGlide) разработала компания Shimano. И он на сегодняшний день самый распространённый. Ему удалось остаться на верхушке пирамиды стандартов даже после появления специального барабана под 10-скоростную кассету. Ключевое изменение произошло в 2013 году, когда появились трансмиссии на 11 передач. Для установки такой кассеты требовались дополнительные 1.8 мм, хотя существующие барабаны на тот момент практически упирались в дропауты. С тех пор главным отличием 11-скоростной трансмиссии стало то, что перейти с неё на 9 или 10 можно, а вот наоборот — сложнее, зависит от производителя. Если колёсам более 5 лет, они, вероятнее всего, несовместимы с новыми стандартами. Примерно с того момента производители втулок и колёс ориентируются на 11 передач.
SRAM предлагает кассеты как стандарта Shimano, так и собственные системы XD и XDR. Последние созданы для совместимости с кассетами, количество зубьев на меньших звёздах которых равно 10. Технологии Shimano остановились на самой малой звезде кассеты с 11 зубьями. XD разработали с расчётом на использование с трансмиссиями, в которых на шатунах всего одна звезда и 11 — на кассете. XDR — эволюция первого, поскольку совместима с 12-скоростными трансмиссиями. И поскольку в среде гравийников популярна модель с единственной звездой спереди и всеми остальными — на кассете, настоятельно рекомендуем попробовать технологии SRAM XD/XDR.
Примечательно, что компании Campagnolo удалось избежать очередного изобретения велосипеда и большинство колёс производителя обошлись без замен. Даже последние разработки на 12 передач совместимы с ранее выпущенными барабанами. Однако тому есть простое объяснение: у Compagnolo отсутствует предложение подходящей кассеты с широким диапазоном. Но аудитория, которая катается на гравийных велосипедах, предпочитает больший диапазон, а в связи с ним и большую производительность.
Хорошо, что большинство стандартов совместимы: можно установить практически любой барабан на корпус втулки другого производителя. Поэтому в будущем, задумав менять кассету, Вы скажете себе спасибо за предусмотрительность.
Часть 9. Стандарты и тренды кокпита
Как только Вы слышите слово «кокпит», знайте: речь идёт о рулях, выносах и подседельных штырях. Пока в шоссейных велосипедах распространяют полноценную интеграцию проводки внутри труб (вплоть до проведения через руль и шток вилки), а также комбинации выносов с рулями, в сегменте гравийников всё остаётся на более базовом уровне. И с развитием технологий, отрадно наблюдать растущие эргономичность и прочность, несмотря на уменьшение веса компонентов и борьбы за граммы.
Тут-то нас поджидает революция среди рулей, которая коснулась гравийников, вслед за захватом шоссейного сегмента. Популярность приобрели рули с расстоянием в 125−128 мм, при измерении от центральной оси крепления руля в выносе до центральной оси краёв. При этом расстояние от центральной оси крепления руля до внешней точки изгиба равно 70 мм. Таким образом, люди выбирают наиболее подходящие для естественного хвата компоненты. Традиционные шоссейные рули отошли на второй план: их используют избирательно.
Но это лишь верхушка айсберга. Кроме упомянутых выше, появились рули с расположенными под углами изогнутыми частями. Такой руль удобнее держать, а кроме того, он обеспечивает больший контроль поведения велосипеда. Прямая часть руля, при этом, меньше мешает управлению. Несмотря на преобладающее количество рулей с небольшим расстоянием между краёв, попадаются экстремально широкие экземпляры.
По-хорошему, как мы рекомендовали испытывать самостоятельно покрышки, то же советуем делать с рулями. Однако современные детишки, которым достался гравийник с широким рулём, сразу боготворят его наравне с клетчатыми рубашками, в которых катаются, и отросшими завивающимися усами. Что-то мы отклонились от темы, у нас же обсуждение рулей. Так вот, рули с сильно разведёнными краями также гарантируют сохранность коленей. Поскольку преодоление сложного рельефа с узким рулём-бараном часто заканчивается попаданием коленной чашечки аккурат в заглушки руля.
Выносы
В начале 2000-х диаметр крепления рулей увеличился с 26.0 мм до 31.8 мм. Благодаря этому выросла латеральная жёсткость. Примечательно, что стандарт прижился и среди шоссейных велосипедов, и среди горных велосипедов. При этом, на старых горных велосипедах рули были стандарта 25.4 мм, несовместимого с дорожными 26.0 мм.
Прогресс продолжился в 2011 году, когда появились рули и выносы со стандартом крепления 35 мм. Снова мы стали свидетелями роста жёсткости. И если на горных велосипедах такой стандарт крепления скорее обыденность, нежели исключение из правил, гравийники тенденция затронула слабо. Прелесть 35 мм в ощутимом приросте жёсткости при незначительном увеличении веса. Особенно актуальна данная технология для мощных велосипедистов и спринтеров. Есть и негативная сторона: ограниченное количество вариантов, а также необходимость в приобретении подходящих креплений для устройств. Учтите, что крепления для аксессуаров также более жёсткие, подобно рулям.
Немного об обмотке руля…
Обмотка руля дополнительно гасит вибрации и создаёт комфортные условия для рук владельца. Учитывая установленные алюминиевые рули на некоторых моделях, остаётся лишь гадать, сколько приходится выдержать связкам и рукам в частности. Поясним: алюминий плохо гасит вибрации и большинство исходящих от неровностей рельефа передаются на руки. Они забиваются и быстрее устают. А учитывая жёсткую вилку, можете дорисовать картину сами.
Поэтому, если замена на карбоновый руль планируется лишь в далёкой перспективе, один из рабочих вариантов — купить обмотку потолще или с утолщением в определённых областях. Также производители наполняют обмотки гелем, который дополнительно демпфирует удары. А некоторые вовсе добавляют в комплект гелевые вставки, которые крепят на руль и приматывают лентой.
…и о выставлении положения руля
Предположим, Вы катались на шоссейном велосипеде и привыкли, что ручки тормозов и переключения передач расположены под определённым углом. Однако на гравийнике можно попробовать поставить их иначе. Если точнее — поднять выше, поскольку этот тип велосипедов предполагает езду по спускам. При которой, в свою очередь, владелец наклоняется вниз и требуется упор, чтобы минимизировать риск кувырка через руль.
Другая причина — мешающиеся пальцы при интенсивном торможении. Недостаточный наклон руля приводит к неправильному хвату. В таком случае пальцы окажутся под прижимающимся рычагом и помешают нажать его до конца. Из-за этого колесо может продолжить вращение вместо блокировки, а значит торможение будет менее эффективным. Второй вариант: быстрое уставание рук и снижение интенсивности замедления. На длительных или крутых спусках это небезопасно. Те же проблемы актуальны для упомянутого в предыдущем абзаце недостаточно высокого положения руля.
Помните: все советы, которые мы даём в этой статье, основаны на собственном опыте. Иногда крайне болезненном, чего Вам мы желаем избежать. Положение рук для переключения передач разное на манетках производителей SRAM и Shimano. Более того, положение рук отличается даже для типов трансмиссий: например, электронной и механической. Поэтому прежде, чем отважиться на преодоление крутых спусков и корневых/каменных секций, попробуйте съехать на уклоне с более простым рельефом и меньшим углом.
Подседельный штырь
Подобно подседельным штырям для горных велосипедов, на гравийниках популярны цилиндрические трубы. В отличие от шоссейных и устанавливаемых на модели для триатлона: ввиду высоких требований к аэродинамике, форма штырей более вытянутая и плоская. В 2020 году стандарт подседельных штырей для большинства гравийников — 27.2 мм.
30.9 и 31.6 мм встречаются на моделях, которые предусматривают установку пневматических подседельных штырей (например, Cervelo Aspero Disc). Как правило, ход таких штырей небольшой: до 100 мм. В чём преимущество такой системы? Вместо нескольких звёзд спереди, установлена одна. Поэтому слева на руле вешают манетку пневматического штыря. Кроме того, в нижней части подседельных труб гравийников, подготовленных к использованию электронных трансмиссий, располагают аккумуляторы.
Это характерно, к примеру, для компонентов Shimano Di2. Помните, что катаясь с компонентами, работающими от аккумуляторов, рано или поздно Вы должны их заряжать. Поэтому, постарайтесь выяснить, куда подключать кабель, до критического момента. В зависимости от модели и расположения аккумуляторов, порты размещают в подседельных и нижних трубах, штоке вилки и выносах с рулями.
Более того, индустрия пережила период длиной в несколько лет, когда на велосипеды устанавливали интегрированные подседельные штыри фиксированной высоты. В верхней части таких находился нестандартный зажим для рамок седла, поднять или опустить который возможно было лишь на несколько сантиметров (а иногда миллиметров).
Довольно быстро производители осознали, что установка подобных штырей — тупиковый путь. Проблемы начинались с упаковывания велосипеда в коробку (седло слишком сильно торчало вверх), а заканчивались на гонках. У владельцев моделей возникало непомерное желание поскорее избавиться от них: продать или обменять на что-то со штырём регулируемой высоты.
Пережитки прошлого в доработанном варианте встречаются до сих пор: например, Trek Checkpoint оборудован подобным штырём. Однако в отличие от предшественников, они позволяют регулировать положение седла в большем диапазоне.
Часть 10. Подвеска на гравийных велосипедах
Совмещая стандарты шоссейных и горных моделей, гравийные велосипеды становятся уникальнее, приобретая новые особенности. И если от первых они получили базу в геометрии и колёсах, то от вторых им добавляют тот или иной тип подвески. На шоссейниках также используют системы демпфирования, но чаще это эластомеры или практически незаметные технологии. Для гравийников придумывают более ощутимые решения, которые попадают в нишу между шоссейными и горными велосипедами. Поскольку ход подвески всё ещё небольшой.
Итак, простейшими представителями выступают велосипеды с эластомерными виброгасителями. Или с частями рам и вилок, сделанными в виде пластин для той же цели. Также для снижения поступающих в руки вибраций существуют специальные системы. Например, Redshift Sports ShockStop, которая обеспечивает около 10 мм вертикального хода:
или Cane Creek eeSilk:
Оба решения практичны и никаких переплат за подвеску в раме.
Что касается встроенных систем, Specialized изобрела Future Shock, расположенную в верхней части рулевой колонки. Правда, в начале 2019 года компания заявила о браке в рамах с подобной системой, выпущенных в период 2017−2019. Получается, компания в какой-то степени протестировала технологию на людях. Другое решение — вилка с линками. Отсутствуют привычные штаны и ноги, неровности обрабатывают линки, соединённые подшипниками и болтами (как на вилке Lauf).
Но это «короткоходные» варианты в сфере гравийников. Встречаются велосипеды, оборудованные привычной нам подвеской: амортизаторами, похожими на устанавливаемые на горные велосипеды. Например, гравийник Cannondale Slate оборудован одноногой вилкой Lefty с ходом 30 мм. В то же время, компания Fox выпустила вилку AX для данного сегмента и её ход 40 мм.
Нужны ли гравийникам амортизаторы? Каждый ответит самостоятельно. Тем, кому хочется комфорта и быстрее ехать по неровностям, предпочтут оборудованные подвеской модели. Те же, кому достаточно эластомеров или компонентов, смягчающих удары, обойдутся без амортизаторов. Выбирающим модели с подвеской на всякий случай напомним, что ввиду небольшого хода, им потребуется своевременное обслуживание. И внимание, большее, чем подвеске на горных велосипедах, поскольку они должны отрабатывать минимальные удары.
Часть 11. Стандарты вилок
С чем действительно быстро определились производители велосипедов, так это со стандартами вилок. Пока на шоссейных продолжают часто использовать прямой шток 1-1/8”, в гравийники пришёл конус. Стандарт обрёл популярность, ввиду увеличения общей жёсткости и более длительного срока службы.
Также уменьшена нагрузка на нижний подшипник, стандарт которого, как правило, 1-1/4″ или 1-1/2″. Второй вариант чаще используют для велосипедов с дисковыми тормозами, поскольку им дополнительная жёсткость только на пользу. Заметим, что существуют уникальные для некоторых производителей стандарты, например Giant Overdrive (размер верхнего подшипника 1-1/4″), а также совместимый только с нестандартным рулём.
Просвет для установки покрышек большей ширины увеличивают, поскольку при появлении гравийников максимальный размер был 35 мм. Самое время написать заветную фразу: «Размер имеет значение». Причём, чем больше — тем лучше. Объяснить легко: вероятно, в будущем Вам захочется большего комфорта, поэтому предусмотреть заранее этот вариант определённо стоит. Как и писали в пункте «Колёса и покрышки», крайне рекомендуем покупать велосипед, дропауты рамы и ноги вилки которого позволят установить покрышки как минимум размером 700x40c.
Крепления для сумок, крыльев и аксессуаров
Производители предусмотрительно делают резьбовые вставки в ногах вилки и дропаутах рамы. Без крыльев и багажников велосипед выглядит лаконично, однако функциональность такой модели неполноценна. С крыльями гравийник становится отличным средством передвижения в плохую погоду. А нацепив багажник и дополнительные аксессуары можно отправиться в поход! В этом во всех отношениях хорош Merida Silex 4000 (2021), вот только с туристическими багажниками он несовместим.
Динамо-машины
Возможно тем, кто родился в СССР, запомнились велосипеды с генераторами электрического тока, которые крепили на ноги вилок. И казалось, что их время прошло, но не тут-то было. Они возвращаются и набирают популярность, ввиду растущего интереса к велотуризму. Более того, развитие технологий помогло усовершенствовать их: современные генераторы дополнены USB-портами, от которых можно заряжать GPS-навигаторы и смартфоны.
Получается, что энергия, вырабатываемая при вращении колёс, ещё и приносит пользу. Так как они относятся к вилкам? Некоторые производители вилок предусматривают прокладывание проводов через ноги.
Часть 12. Геометрия рамы
Поздравляем! Мы с Вами добрались до одной из главных и первоочередных особенностей гравийников — геометрии рам. Особенности для каждого из стилей катания выверены столетиями и десятилетиями, в зависимости от разновидностей моделей. Однако появившиеся недавно гравийники потребовали изучения и учёта нюансов при разработке велосипедов.
В общих чертах это увеличение колёсной базы для большей стабильности и установка руля выше, чем на шоссейниках. Более того, увеличена ширина руля, поскольку спуски и неровный рельеф требуют большего контроля. Также учтём, что несмотря на идентичную шоссейным моделям высоту рулевой колонки, расстояние от оси вилки до короны на гравийниках больше. Поэтому руль априори находится несколько выше.
Однако самые горячие обсуждения, видимо, разворачиваются вокруг кареточного узла. Точнее, его высоты: как правило, указывают число, соответствующее расстоянию от горизонтали между осями колёс до центра пересечения осей в кареточном стакане. Одни производители занижают узел (на велосипеде Trek Checkpoint 6 (2020) — от 74 до 78 мм, но бывает и ниже), другие, напротив, делает его выше (например, 60 мм на велосипеде Format 5221 700c (2020)).
Как понять, что подойдёт Вам больше? Низкая каретка гарантирует стабильность при поворотах. Однако остаётся вероятность зацепить землю или торчащие камни/корни педалями. Также стоит помнить, что размер покрышек влияет на высоту каретки: большие покрышки = высокая каретка. Учитывайте это при замене резины на размер, отличный от изначально установленного на модели.
Заключение и вывод
Лучшая теория — практика. Поэтому, по возможности, обкатайте столько моделей, сколько сможете. Только ощущения от реальной езды подскажут Вам точно, нашли ли Вы подходящий велосипед. Гравийники выпускают, в большинстве случаев, с похожими особенностями, но под разными названиями. За это бесконечный поклон маркетологам брендов.
Поэтому пробуйте, желательно даже на одной раме прокатиться с колёсами разных стандартов, чтобы почувствовать разницу. Учитывайте размер резины, давление в покрышках и камерах, удобство посадки. Если планируете кататься по бездорожью, но велосипед кажется жёстким, попробуйте стравить давление. Когда в приоритете езда по асфальту, а накат отсутствует — накачайте колёса (обязательно учтите ограничения давления!).
Обязательно озвучьте пожелания менеджеру магазина, в котором делаете заказ или в который пришли. Опытный продавец обязательно выслушает клиента, а также порекомендует велосипед, исходя из предпочтений покупателя.
На этой ноте мы завершаем обзор. До новых встреч, катайтесь с удовольствием!