Чемпионат мира по маутинбайку, команда Desporte
5 сенября: Рассказ гонщика команды Desporte о участии в чемпионате мира
Дело усложнялось тем, что моя итальянская история началась задолго до нынешнего чемпионата. Как книжка юного шахматиста пополняется новыми строчками и партиями, так и у меня в памяти собирались эмоции и впечатления от гонок. И не было мне покоя, пока не изложил историю полностью. Получилось что-то вроде здорового трехтомника в одном посте. Его, в свою очередь, можно считать второй частью большого 4х-рассказа, который начал в прошлом году и обещал продолжить.
Окунитесь же в чан с форкроссом, если не опасаетесь почувствовать тягу к ритм-секциям, заносам, даблам и прочей чертовщине, да еще и в компании трех человек на рамах без намека на подвеску.
Итак, начнем за здравие бодрой фотографией с тренировок перед основными заездами ЧМ 2015 и ...
… отмотаем на несколько лет в прошлое от этого момента.
Познакомился я с Вал ди Соле в 2010 году. Это был мой первый Кубок Мира и первая международная гонка топового уровня. Было непросто, и даже сейчас вспоминать об этом весьма волнительно, вот только тогда волноваться времени не было.
Трассу закрыли на все время вплоть до официальных тренировок. Мне оставалось лишь рассматривать ее через оградительную сетку.
Ночью под светом прожекторов выглядела она грандиозно.
На живое знакомство было отведено полтора часа тренировок накануне квалификации и полтора часа непосредственно перед ней. Следуя своей привычной на тот момент логике «прыгай все трамплины как можно быстрее, иначе зачем ты сюда приехал» попробовал два дабла на про-линии и продолжил раскатываться уже по всей трассе.
Небольшой репортаж оттуда, за который огромное спасибо Борису и Алене Беркутам.
Отличительной особенностью моего велосипеда на тот момент являлись покрышки: Ларсен ТТ, шириной 1.9. Это был конечно нонсенс. Тем не менее, на парАх вчерашнего юниорства мне удалось удачно пройти всю трассу на квалификации и занять сказочное 64 место из, если мне не изменяет память, 89 человек. Значит, я был последним, кто смог запрыгнуть в вагончик основных заездов. Это было невероятно!
Заезд конечно слил, все же разница по уровню до квалифицировавшихся 31 и 32 была велика. Однако отметил для себя, что по технике прыжков уже тогда как будто не отстаю от большинства.
Главным слабым местом и прозрением были повороты, особенно в день финалов, когда они превратились в сущее месиво. Рассмотрите фото — про покрытие трассы можно было сказать все, что угодно, кроме слова «держак», который так любят ловить мтбшники.
Такое, я если в России и встречал, то только на трассах даунхилла. Собственно, в заезде, в одном из поворотов, задний Ларсен не вытерпел и предложил мне самостоятельно искать сцепление любой удобной частью моего тела. На том и отправился домой продолжать свой рост из вчерашнего юниора в элиту.
--
Спустя 4 года, уже прошлым летом, я снова оказываюсь в регионе Трентино среди отвесных гор, которые как будто нависают над тобой массивами своих елочек.
Но не сразу. Здесь необходима предыстория сезона 2014. Он был достаточно насыщен и по-настоящему противоречив.
Начался год с перелома ноги. Эта неприятность свела все зимне-весенние тренировки исключительно к плаванию, но, к счастью, спустя полгода, к середине сезона, напоминала о себе только винтом в ноге. Однако, еще не успев прийти форму, травмирую руку. Нелепо, на ровном месте. Врачи говорили, простое растяжение, но в течение всего сезона я не мог даже опереться на ладонь. Благо, на велике нагрузка от руля шла несколько иначе.
Но заматываться в эластичные бинты все равно приходилось по полной программе.
Именно эта незначительная травма перечеркнула все мои планы на нормальные тренировки перед поездкой и на двухнедельную раскатку по европейским дх-трассам. Все попытки кататься в байкпарках, разминать, разогревать и разрабатывать руку приводили к одному и тому же выводу: самое лучшее – сидеть, не двигать этой самой рукой, чтобы они заживала, и раскатываться только на форкроссе непосредственно перед стартами.
Тем не менее, в гонках все складывалось внезапно хорошо. Удалось проехать ЧМ в Австрии лучше, чем в 2013 году, и впервые успешно пройти во второй круг основных заездов.
Потом мне попался фановый дуал в Шладминге. Его проехал, откровенно говоря, неважно, но разобрался в своих жестких ошибках в прохождении плоских поворотов.
И вот, наконец, чао рагацци: возвращаемся в Италию! И Италия поистине прекрасна: шпек, вино, купание в обжигающе-ледяных горных реках, люди не понимающие по-английски, эмоции разряжающие воздух, словно электрические разряды, черешня на деревьях и истекающий кровью Сакен Кагаров – мы на сапоге, ребята.
И не где-нибудь, а в месте-легенде для каждого 4х и ДХ гонщика.
На этот раз трассу не закрыли, и была возможность больше отработать повороты. Кроме того, с 2010 года я ощутимо прибавил в физподготовке и технике, и теперь вопрос состоял не в том, как набрать скорость, а чаще в том, как ее сохранить в поворотах.
Ларсены давно уже отправились на заслуженный отдых, и постепенно мой велик одевался во все более и более широкую резину. В определенный момент мне показалось, что все окей, но косые взгляды других гонщиков на раскатке в Леоганге дали понять, что мало ширины покрышки, она должна быть еще и по-даунхилльному зубастой) Так или иначе, к Вал ди Соле 2014 года это недоразумение было закрыто.
В день квалификации к старту засечки окончательно стемнело. Вовсю работали прожектора, но освещение была ощутимо хуже, чем еще полчаса назад, на раскатке. Организм чувствовал себя не в своей тарелке и излишне «группировался». Из-за этого проехал свой заезд жуть как вяло.
Вот так выглядит загробный мир форкросса)
Смотрю результаты квалификации. Отлично, удалось показать 13 время, а результат 2010 года улучшить на несколько секунд. Конечно, ругал себя за «ватные» прохождение трассы, но, что говорить, в конце концов, был рад.
Полные результаты квалификации.
Расскажу кратко о гонке. Уже в первом заезде стало ясно, что хорошая квалификация в соревнованиях такого уровня максимально решает: действительно ценно выбирать дорожку вторым, не третьим или четвертым, а бороться с аустайдерами, очевидно, куда более реально, чем с лидерами.
В 1/16 попал в одну четверку с Ханнесом Славиком (он в итоге выиграл гонку, обойдя уже легендарного Томаса Славика).
Успешно, но не без борьбы, заехал вторым и сел в кузов машинки, которая поднимает на старт, с тем, чтобы в следующем заезде уже побороться за выход в полуфинал.
На старте же обнаруживаю свое заднее колесо в полностью деморализованном состоянии — не почувствовал, как пробил где-то в заезде. Камеры не было, наши даунхиллщики бросаются помогать, Саша Жирнова(спасибо, Саня!) срочно гонит на машине за камерой, а я бегаю вокруг трассы в надежде найти какой-нибудь решение.
(а там тем временем творилось нечто напоминающее регби)
И, чудо, встречаю итальянского гонщика, с которым разговорились на тренировке — он выбыл в первом круге заездов и соглашается дать мне свое колесо. Выставляем каллипер тормоза и закручиваем ось уже в тот момент, когда моя четверка выстраивается на старте. Невероятным образом успеваю встать в ворота, стартую.
Передача оказывается ощутимо тяжелее моей(кассету переставлять времени не было, что уж там, даже посмотреть звезды времени не было), так что ухожу с ворот слабовато. Уже во втором повороте удается выйти на вторую позицию, но другой гонщик грамотно прописывает свою траекторию и вновь обходит меня по свободной части трассы. Дальше обогнать уже не получилось.
Любительский репортаж с гонки(мои заезды на 1,55 и на 8,23). Съемка «на телефон», и все смотрися по-дворому, но виден весь драйв заездов:
Видео от Пинкбайка:
Итог: 11 место и ощущение того, что погоняться удалось от души и по полной программе, прочувствовать весь драйв гонки. В сравнении с предыдущими гонками, для меня это был действительно классный результат. И самым обнадеживающим было осознание того, что в хорошей форме и без травм можно основательно нацеливаться уже на полуфинал.
Теперь, ощутив на себе все прелести и коварности трассы, имею право рассказать о ней подробнее.
Об одной особенности этой и многих других европейских трасс стоит упомянуть отдельно. В России мы привыкли дрючить каждый поворот и неровность трассы. И, действительно, зачастую только так можно показать хорошее время, и лишь некоторые горные трассы не подпадают под это описание. Так вот в том же Вал ди Соле по сути нет предельной скорости на каждом отдельном участке, к которой нужно стремиться.
Поначалу это даже вызывает некоторую растерянность. А объяснение по-моему только одно: быстро едется вся трасса и важен общий скилл, темп заезда, а не то, как ты отпустишься где-нибудь на прямой, прокачаешь кочку или ввалишься в конкретный поворот. На мой взгляд, это одинаково верно и для дх, и для 4х, если конечно мы не говорим про совсем топовый уровень — там несколько другая игра. Безусловно, нужно тренировать участки на максимум, но, по большому счету, перед гонкой это делать уже поздно, итоговое время будет такое, какое наработал дома.
Теперь от пространных рассуждений к рассказу о земле, пылюке и камням.
Построена трасса так, что в каждом повороте есть несколько альтернативных траектории, где можно «пройти» соперника. Обязательно найдется внутренняя линия, которую надо ехать в лучших дх-традициях с дрифтом обоих колес,
а так же внешняя, которая дает скорость.
Мискузи, можно мы тут проведем дуал? Нет, молодцы, пожалуйте вчетвером.
Ведь есть еще супер-внешняя и супер-внутренняя, чтобы «нырять и подрезать». Там творится уже нечто лютое: пыль столбом, мото-скиллы и «неньютоновские» ускорения.
Ни на одной трассе в мире не видел такой борьбы, как здесь. За какие-то 45-50 секунд вся четверка может полностью перетасовываться от старта к финишу. И это регулярно случается даже в финалах, где, казалось бы, разница в уровне выражается долями секунд. Трасса предоставляет действительно огромные возможности для выяснения, кто лучший, от старта до самой финишной черты.
Помимо такой грамотной конфигурации поворотов, этот 4х-трек может похвастаться полным набором ништяков: секция с бревнами, неслабый каменный участок, плоские повороты, дропы и конечно же про-секция с приятными даблами, где випо-трансферо-возможности в гонке ограничиваются только крутостью гонца.
Подвожу итог. Я влюбился в это место и в эту трассу. И распрощался с ними на неопределенное время, уехав домой залечиваться и готовиться к следующему сезону.
--
Год 2015 пошел куда приятнее: получилось ощутимо подтянуть форму после травм, а Саранск ноги не ломал, но прокачал технику. И вот, где-то в середине сезона до меня доходит прекраснейшая информация: ЧМ по 4х 2015 и 2016 года пройдет в Вал ди Соле. Не менее ободряющей новостью было то, что несколько человек изъявили желание поехать в Европе на 4х, из всех остались в итоге Даша Мурашкина и Тимур Сагдеев.
Дальше по результатам чемпионата РФ стало ясно, что все не в пустую, прогресс действительно есть, а значит есть смыл попробовать себя в Италии. Ребята тоже к августу ехали очень бодро.
За некоторое время до поездки постарался закрыть одну из дыр в подготовке — подтянуть немного старт на бмх-треке.
Дальше гонка в Протвино, на которой получилось устроить себе небывалую тренировку и порадовать зрителей, а на следующий день: встречай Италия.
Даха прошла перед поездкой интенсивный курс молодого стритцефера и прыгнула оба дропа на стартовой прямой без каких-либо затруднений.
Раскатывались по трассе, проливаемой по нескольку раз в день дождями. Как ни странно, это делало ее проще: покрытие хорошо отводит воду, а небольшая влажность куда лучше сыпучей сыпухи. Тем не менее, и этого хватало с запасом, чтобы основательно побороться с контруклонами.
Сначала твои колеса едут отдельно от тебя и ты спрашиваешь, уважаемые, в чем дело? Но потом ты отпускаешь их, с одной только просьбой: возьмите мое бренное тело с собой – и тут главное не забывать крутить штурвал в нужном направлении. Кайф, дамы и господа.
А вот с прыжками, как и можно было ожидать, все предсказуемо. После Саранска и прочих трасс, про-секция прыгнулась даже на топталках. Удивлен был тому, что пролет уже совсем не кажется большим.
Такими видами заканчивались наши вечерние тренировки. По-моему, только этого достаточно, чтобы побывать на гонке в горах.
К тому, что я писал выше о трассах, стоит добавить еще одну вещь. В очередной раз ощутил, что в России (будь то дх или 4х, неважно) байк как будто никогда не используется даже наполовину. Здесь же хватает рельефа на котором он вынужден отрабатывать как положено.
Так выглядел мой велик в боевом режиме для Вал ди Соле:
Первое над чем пришлось в очередной раз задуматься – это покрышки. Вперед поставил полюбившуюся еще в прошлом году Спеш Пургатори, назад — Максис Эдвантадж. У ребят был чуть более злой набор: миньон-хайроллер. На раскатке никакого дискомфорта по держаку и накату не ощущалось, а на офф. тренировках окончательно убедились, что выбор сделан правильно — у нас примерно средний вариант по резине, в сравнении с байками других гонщиками.
Второе, как ни странно, — камеры. По сути, было две альтернативы Welter Weight и Freeride. Фрирайд таскать на колесах совсем уж не хотелось, поставили велтервейт. Забегая вперед, скажу, заднее колесо я все-таки пробил в заезде в конце трассы, так что в следующий раз весом точно есть смысл пренебречь.
И третье, передачи. В России, для меня классика 38-18 и в Брянске немалую часть трассы проезжал на ней, при том казалось, что едем итак на предельной скорости. Но нет. Здесь уже на первой прямой включал соотношение «карадан»: 38-16. Вообще, трансмиссия в этот раз не давала мне покоя всю поездку. При переключении вниз каждый раз образовывалась какая-то дыра в педалировании. То ли срамовский переключатель не на сто процентов совместим с шимановской кассетой, то ли шимановская кассета сама по себе такая «нечеткая».
Еще отдельно пришлось покопаться с настройками вилки. В России у меня нет необходимости в том, чтобы она работала, здесь же без вилки грустно и чувствуешь себя заблудившимся бмхером.
Как повела себя рама Формат в данных условиях? Да, в общем-то, в Италии у меня уже, благо, не было повода задумываться об этом. После полноценного тестирования в Саранске и в Протвино можно было не сомневаться в ее пригодности с точки зрения геометрии и надежности в плане прочности.
Вернемся к раскатке. На третий день мы все были в добрых приятельских отношениях с верхней частью трассы. Кататься по ней было истинным удовольствием. К этому моменту она уже успела нарядиться в красные сетки.
Но 9,8 ньютонов на килограмм непрерывно тянули вниз и привели к каменной секции. Она была рада всем и улыбкой нескольких десятков булыжников встречала любого представителя маунтинбайка. А таковых здесь набралось весьма интересное разнообразие: дети, женщины, кантрилы, форкроссеры, даунхилльщики. По сравнению со всеми предыдущими годами камни раскопали жутко. Все, чего мне хотелось на тот момент, это подвес 200/200, чтоб попробовать на ходах разные траектории.
Обозначил примерно самые популярные линии прохождения секции.
Зеленая — чикенлайн. Синие — с неудобным заездом. Красная — самая годная. Но разница не слишком велика: в гонке, когда основная линия занята, обгоняют по любой траектории.
Поначалу прицеливался прыгнуть, как делали в прошлом году, сразу в середину каменного огорода(красная линия). Но оставил эту каскадерскую затею и решил, что адекватнее будет дождаться официальной тренировки, где риск остаться без колес распределится на всех.
Quentin Darbier, один из лидеров гонки, раскатывался на короткоходе, но в конце концов пересел на хт.
Официальную тренировку не пришлось долго ждать. По регламенту она была уже в четверг вечером.
Когда подъехали на трассу, обнаружили множество гонщиков как раз таки на каменной секции, пробующих всевозможные варианты проезда. Лучше всех смотрелся итальянский парнишка на своем короткоходе, влетавший в камни на полных ходах. Все, что оставалось сделать – повторить)
В это раз приехало много сильных девчонок.
Да-да, по ближней дорожке стартует девушка.
Вообще, по уровню, гонщиков можно было разделить на три категории: крутаны, немногобэмеры, все остальные. Ребятки с бэмерской техникой смотрелись очень расслабленно на про-секции, а крутаны просто выделялись и наваливали везде, показывая новые возможности на разных участках трассы.
И вот здесь начинается самая годнота. Для меня, эффективность официальной тренировки всегда в разы выше самостоятельного катания. Зачастую, достаточно один раз увидеть, как именно едет сильный гонщик, чтобы автоматически скорректировать свою технику в нужную сторону. Это происходит удивительным для меня образом и хотя бы только ради этого есть смысл посещать международные гонки.
День квалификации.
Утром я доделывал самодельную защиту спины. В этом году, впервые для Итальянского 4х, она оказалась обязательной. Ребята тем временем прокатились по округе: Тимур чуть было не взял приступом какой-то кэстл, но подумал, что нет времени вести замко-хозяйство пока гонки идут.
Во время тренировки в очередной раз пошел дождь, и было сложно понять уже перед стартом, в каком состоянии повороты. Плюс, окончательно стемнело, и под прожекторами грунт в поворотах сливался в однородную субстанцию. В итоге ехалось как-то по памяти и по ощущениям — мозг не понимал, какая скорость и что там вообще происходит между покрышками и землей.
Квалификация, как всегда на европейском 4х прошла в момент: тебя вызывают на старт, только успеваешь выставить ровно педали, начинаются стартовые команды — теперь ты видишь только трассу. На «поволноваться» время обычно не выделяют.
Тимур и Дашка сами лучше расскажут про свои заезды. Могу лишь сказать, что по-моему они все сделали как надо.
Проехали стабильно и достаточно быстро для того, чтобы с запасом пройти квалификацию.
Мой же заезд в целом порадовал, кроме поварешки дегтя — выстегнулся на разгоне перед любимыми большими даблами. Казалось, что скорости вообще нет. Мнение головного мозга, что тут надо тормозить, мелькнуло лишь на один момент. Дальше просто поставил ногу на педаль и прыгнул первый уже абы как, но прыгнул, а иначе можно было бы сразу ехать домой. Второй — снова в небо, не долетаю, приземляюсь и сразу фулгаз — догонять упущенное время.
В общем, секунды секундами, а гонку едешь в первую очередь для себя. Так что был весьма расстроен – слить секцию, которая задавала тон всей трассе. Может, перестарался. А если серьезно, педали другие надо пробовать.
Мое отставание от Славика получилось даже больше, чем в прошлом году, когда я был в несравнимо худшей форме. Действительно неудачный заезд.
Итог квалификации: Даха 12 из 15, Тимур 27, я 17 из 44.
А дальше мы все дружно словили адреналина от грандиозности разворачивающего вокруг Чемпионата Мира и, как заведенные, съехали еще несколько раз по ночной трассе.
Больше на трассе не было никого, но нам было все равно) Невозможно было упустить такой момент и не покататься просто по фану.
В день финалов условия были, пожалуй, лучшими за все эти дни. Обратная ситуация тому, что происходит обычно. Впервые не было переменного дождя, трассу хорошо «вкатали» за предыдущие дни. Разве что камни, все больше торчащие из поворотов, в самый неожиданный момент создавали ловушки ровно на траекториях.
Уже утром мы должны были выселиться из гостиницы, и на это время приютили наши даунхилльщики в своем лагере. Спасибо, ребят. Из палатки Андрея Русанова открывался прекраснейший вид. Уж не знаю, настраивался ли я на гонку или что-то еще, но было просто приятно полежать и посмотреть на горы.
Получили финальные номера, закрепили датчики, начали раскатку.
Наши квалификационные времена были не так плохи, но все же являлись аутсайдерскими — выбирать дорожку мы могли лишь в 3 и 4 очередь. После двух удачных заездов в прошлом году, у меня было достаточно ясное представление о том, что чаще всего происходит на этой трассе, какие есть лазейки. Попробовали разобрать с Дашей и Тимуром, что нам всем по-хорошему стоит попытаться сделать даже при неидеальном старте.
В заездах у ребят все пошло отчасти так, как должно было пойти, но где-то не хватило техники, где-то скорости. Мог видеть только финишную часть их заездов.
Даша пробовала побороться за 2-3 позицию, но не справилась с управлением. Свернула руль и довезла велик уже пешком.
(Кому-то не нужно учиться красиво проигрывать))
Тимур приехал четвертым, видимо, заезд был достаточно плотным.
Итоговые места: 30 и 14 соответственно.
Сам же обнаружил на тренировке, что 16 номер, с которым мне предстоит бороться в первом круге заездов, куда сильнее, чем можно было рассчитывать. Уходит с ворот как машина и сложно рассчитывать на то, что удастся перекрыть его сразу на старте. Тем более дорожку я выбираю лишь третьим — вот она, цена одного места в квалификации.
Однако, и у меня старт тоже пока идет вполне годно. На тренировках, после первого поворота, насколько помню, ни разу не оказывался ниже второй позиции.
Вот мы, наконец, и вернулись к заглавному фото.
Старты-старты-контрольный проезд трассы. Остается 15 минут перерыва, чтобы выдохнть и погрузиться в удивительно позитивную атмосферу на старте. Ты словно присел отдохнуть у дерева после долгой дороги, недалеко от работающих где-нибудь в поле на людей, и слышишь, как они живо и тепло переговариваются о том о сем. Но вот уже вызывают на заезд.
Рэди?
Файт!
Мой заезд — первый из всех финальных. Снова времени хватает лишь на то, чтобы встегнуться и выпрямиться, даже толком не успел посмотреть, кто стоит рядом, на 4 дорожке. Светофор, ворота падают, старт удается хорошо и больше 16 номер я не видел до финиша, сразу после окончания разметки закрываю его, смещаясь к первой дорожке.
А дальше нужно успокоиться и четко доехать трассу параллельно/за первым номером, но я мчу куда-то и во втором повороте не успеваю среагировать на его торможение, цепляюсь передним колесом и все. Конец. Дальше только вскакиваю и доезжаю трассу на полную уже больше для себя.
На финише обнаруживаю только 1 и 32 номера. Потом доезжает 16, видимо, как-то зацепился после того, как я упал. Итог: 18 место — на одну строчку ниже моей неудачной квалификации.
Вот так, быстро и нелепо. В этот раз было практически все, чтобы хорошо проехать. И старт, и четкое прохождение трассы по разным траекториям, и форма, чтобы бороться до финиша. Но квалификацию запорол, а в заезде, вот, «перестарался». Что ж, грустно, хотя бы потому, что и погоняться толком не удалось.
Что тут сказать, накатки в соревнованиях критически не хватило. А еще ведь ехал в самом первом заезде, и не было возможности посмотреть, вспомнить, прочувствовать, как вообще идет гонка. Снова, как в 2013 году, начал крутить «на кураже», вместо того, чтобы спокойно проехать, думая головой.
Буду пробовать все это исправить к следующему разу. Но следующего раза, гонки на этой шикарной трассе, теперь ждать целый год.
Но, в конце концов, это 4х. Здесь такое случается. Так, для нынешнего чемпиона мира прошлогодний «мир» закончился тем, что вы видите на фото. Абсолютно аналогичное падение. Да, примерно с таким ощущениям и я закончил гонку. Только ставки в моему случае еще не так высоки.
Пара слов о победителях и тех, кто боролся за победу.
В финале Ханнес Славик уверенно лидировал, но трасса в очередной раз дала шанс соперникам.
В итоге Славик лишь 4, а новым чемпионом Мира становится Aiko GÖHLER.
В девушках, уже не в первый раз радужную джерси надевает Anneke Beerten.
Полные результаты ЧМ по 4x 2015
Anything but dead ©
До новых встреч.
--
Фото: Андрей Русанов, Алена и Борис Беркут, IBC_Redaktion, Florian Gärtner, Matthew Delorme, Nattan Hughes, Marckus Slavik и другие.